В
1978 году Николай Яковлевич Мережников передал бразды правления литературным
объединением своему воспитаннику Юрию Михайловичу Каплунову, за плечами
которого уже была школа профессиональной учебы в Литературном институте. Так
начался новый этап работы литобъединения в Каменске-Уральском. Сейчас, когда и
этот этап уже отсчитывает четвертый десяток лет, Каплунов так говорит о своей
работе: «Я – не Мережников. Не знаю, лучше или хуже, но другой. Конечно, я
использую опыт Николая Яковлевича. И я тоже предлагаю членам литобъединения
познакомиться с поэтами разных направлений. Андрею Торопову, например,
предложил почитать Межирова, и Андрей был потрясен строками: «Мы под Колпино
скопом стоим. Артиллерия бьет по своим…». И я сейчас вижу, что в его стихах
Межиров стал слышаться. А кому-то Пастернака даю. То есть смотрю, кому что
ближе. Но Мережников был добросовестнее меня, что ли. Он не уставал с нами, а я
устаю работать с этими ребятами на их волне. Мережников с его добротой не жалел для нас времени. Он
давал чью-то рукопись на дом одному-двум рецензентам, а потом мы разбирали ее:
сначала – рецензенты, потом – все, потом – сам Николай Яковлевич. У меня на
такую детальную работу не хватает ни времени, ни терпения. На занятиях идет обсуждение-экспресс. Мне
надо, чтобы говорили все, и я вытаскиваю «за язык» каждого. Объясняю: если ты
начнешь разбираться в чужом творчестве, не будешь делать своих ошибок, сам
будешь лучше писать. Мережников был мягкий, деликатный. У нас занятие идет в
жестком режиме Литинститута: схватил суть – ощутил – высказал то ощущение,
которое обожгло…
Самое
главное – чтобы ребята не набрались опыта тех плохих литобъединений, где
превалирует этакое кухонное доброжелательство, когда главное – похвалить. И это
самая плохая услуга, которую один поэт может оказать другому. И это – главная
беда многих литобъединений. К сожалению, и у нас тоже встречаются ребята,
которые не выдерживают жесткого разбора и уходят, например, в объединение
«Феникс», где их хвалят».
Что
говорить, мне самой гораздо ближе деликатный Мережниковский стиль. И мне порой
кажется, что Каплуновская жесткость бывает излишней, что она может отталкивать
(и отталкивает иных) от литературного объединения. Однако нельзя не отметить,
что Каплунов, как и Николай Яковлевич, ставит для литобъединенцев высокие планки.
И ребята стараются преодолевать поставленные высоты. Каплунов нацеливает их на
участие в Рождественском поэтическом конкурсе, в коллективных сборниках,
которые издаются в городе по итогам этих конкурсов, на издание собственных
сборников стихов, и представляет каменскую молодежь на семинарах молодых
поэтов. Эти семинары с недавнего времени возобновились на Урале, благодаря
Ассоциации писателей Урала и Свердловским отделениям Союза писателей России и
Союза российских писателей, и снова стали способом поддержки и продвижения
молодых.
Но
– по порядку. То, что Каменск-Уральский стали называть «каменской поэтической
аномалией», в первую очередь, связано с
тем серьезным количеством поэтических имен, которые стоят под публикациями
каменцев в самых различных изданиях (12 членов Союза писателей на 180 тысяч
населения). А это количество в немалой степени связано с таким явлением нашей
жизни, как ежегодный Рождественский поэтический конкурс, затеянный литературным
объединением при поддержке городских газет, администрации города и журнала
«Урал» в 1992 году, когда объединение получило возможность отыскивать таланты,
«процеживая» их через «сито» конкурса. Благодаря этим конкурсам а затем –
областному и Всероссийскому совещаниям молодых писателей, что были организованы
в литературном Каменске-Уральском в 2002 и 2007 годах, Союз писателей России за
счет каменцев увеличился еще на восемь поэтов, работающих на профессиональном
уровне. В него приняты не по годам мудрая и талантливая Татьяна Федорова
(«Ледоломка»); прячущий внутреннюю
глубину Владислав Устюгов («Плацкартный вагон»); эпатажный Михаил Четыркин
(«Осенние люди»); неожиданная, необычная Наталия Санникова («Интермеццо»);
вернувшийся из Афганистана, но живущий им Александр Шалобаев («Нелады»);
удивительный и удивляющий всех Иван Паздников («Живу», «Мимикрия»); открытый и
искренний Сергей Симонов («Линия жизни»); ищущие новые пути в поэзии Андрей
Торопов («На нашей стороне») и Ксения Шалобаева («О чем плачут ангелы»)…
Владислав Анатольевич Устюгов.
(1966). Член Союза писателей России. Родился в Каменске-Уральском. Окончил
факультет журналистики «УрГУ. Работал корреспондентом в газете «Каменский
рабочий». В 1991 году создал первую в городе частную молодежную газету
«Компас». Сегодня возглавляет медиахолдинг «Новый компас».
Тихий,
стесняющийся громко произнести даже свою собственную фамилию, Владислав Устюгов
– для нас просто Вадик - появился в литобъединении в 1978 году, и тут же попал
под крыло Юрия Каплунова. С первых стихотворных строчек в толстой тетради
буквально в течение полугода его юный подопечный сделал огромный рывок, так что
именно стихами Устюгова журнал «Урал», в который маститые поэты ждали своей
очереди, открыл новую рубрику «Дебют». Кажется, совсем недавно, члены
литобъединения помогали Владиславу выполнять «план по строкам» в городской
газете «Каменский рабочий», куда он поступил корреспондентом: мы «записывали» в
этот план и традиционную литстраницу, и материалы, которые я передавала ему для
публикации из своей заводской многотиражки… Позже наш мальчик поступил на
факультет журналистики в УрГУ, и я, уже как
ответственный секретарь городской газеты помогала ему становиться на
ноги как молодому журналисту, а Каплунов растил в плане поэзии. Владислав
Устюгов – автор поэтических сборников «Первое причастие» и «Плацкартный вагон».
На
книжных полках каменцев появился отмеченный писателями области за высокий
поэтический и гражданский уровень сборник «Вечный огонь». Поэты одного города о
войне», в котором собраны стихи каменцев, посвященные этой теме.
Сборник
открывают удивительно искренние, задевающие за душу стихи Валентины Ивановны
Липкиной.
Выпустит
два поэтических сборника талантливый и скромный Михаил Минин («Времена» и «Пора
созревания звезд»).
|