Свой первый
стих Василий Скворушкин написал в пятилетнем возрасте. Там было что-то про
бабочку, на которую он тогда нечаянно наступил. Смерть насекомого настолько
тронула его юную, но уже достаточно возвышенную душу, что незамысловатые
строчки полились сами собой. Он их тут же нацарапал в альбоме для рисования
кривыми каракулями – буквы он, к счастью, уже выучил и почти не путал.
Первым
читателем была, конечно, мама.
– Ого! –
сказала она. – Да у тебя писательский талант проснулся. Молодец! Сочини что-нибудь
ещё, этого не надо стесняться!
Вася и не
думал стесняться – стихосложение вовсе не казалось ему постыдным ремеслом.
Однако муза не посещала его после этого случая лет семь. Видимо, событий,
равных по значимости с гибелью бабочки, в его жизни в этот период не
происходило.
В шестом
классе его ударила портфелем девочка по фамилии Щукина. Перед глазами запрыгали
звездочки, и в их мерцании запрыгали буковки второго шедевра. Над ним он пыхтел
дома часа два, из-под его пера в результате вышло потрясающее по глубине и
искренности объяснение в любви, в котором «голубые Щукиной глаза» оригинально
рифмовались со строкой «не сломай портфель себе, коза». Листок с черновиком он
принес назавтра в школу, дабы на досуге подправить… Одноклассник Сёмка Мальцев
застукал приятеля с поличным, когда тот переписывал опус набело.
– Чё это у
тебя? Стих? Сам сочинил? Дай-ка!
Скворушкин и
охнуть не успел, как его тайна была раскрыта перед всем классом.
– Что это вы
там прячете? – строго спросила Анна Петровна. – А ну, дайте сюда!
Листок
перекочевал на стол учительницы, та прочла содержимое поверх очков.
– Кто это
написал?
– Это
Скворушкин написал! – рявкнул весь класс. А Сёмка, гад, пискнул:
– Это он про
Щукину!
Анна Петровна
еще раз пробежалась глазами по авторскому тексту.
– Что ж,
неплохо. Есть, конечно, определённые шероховатости, есть грубые слова,
неприемлемые для литературы такого рода. Я думаю, тебе стоит извиниться перед
Щукиной. Но, в целом, Скворушкин, у тебя есть способности. Если ты пишешь
стихи, этого не нужно стесняться.
– А почему я
должен этого стесняться? – в запале выкрикнул Вася. Но ему никто не ответил –
учительница резко перешла к основной теме урока – правописанию «не» и «ни» с
глаголами.
Щукина,
кстати, вовсе не обиделась. Наоборот, подошла после урока и спросила:
– Скворушкин,
а тебе не больно было… ну, портфелем? Скворушкин, давай дружить!
После этого
случая муза стала посещать Василия достаточно регулярно – он и о природе стал
писать, и об уроках, и о машинах… Вот только стихов своих больше никому не
показывал – прятал в стол. Ему уже и самому стало казаться, что сочинительство
занятие достаточно позорное, чтобы им похваляться.
Правда, было
непонятно, почему маститые классики, которых изучают по программе, творили без
всякого стеснения и даже, похоже, не краснели при этом. Неужели все эти люди
были настолько бессовестны по натуре, что их даже не мучили кошмары после
написания очередной нетленки?
В девятом
классе Скворушкин решил, что всё это комплексы, и стал с ними решительно
бороться. Вместо сочинения о лишних людях в романах Тургенева он написал в
тетрадке стих про взаимоотношения Ивана Сергеевича и Полины Виардо. Получилось
довольно-таки скабрёзно, Анна Петровна влепила версификатору кол, вызвала в
школу маму, а перед классом публично разгромила его сомнительный талант.
– Скворушкин
решил творить в эстетике откровенной похабщины – это его личное дело. Но никому
не позволено марать грязью великие имена. Сначала бы писать грамотно научился,
да и вообще – постеснялся бы!
Но Скворушкина
было уже не остановить. Переходный возраст, как утверждают психологи, отменить
вообще невозможно, а у поэтов он, однажды наступив, говорят, длится всю жизнь.
Скворушкин
вырос в маститого поэта. Классическую форму стиха он всецело похерил – так в
наше время писать уже нельзя! Его всецело захватили перформанс и андеграунд –
вот уж где совершенно не нужно было стесняться. Он печатался в толстых журналах
и солидных сборниках, ему посвящали свои статьи серьезные критики.
Особенностью
творческой манеры Скворушкина было то, что женщинам свои растиражированные
строки он больше не посвящал – писал исключительно для мужчин и мальчиков… Хотя
некоторым женщинам его произведения тоже нравились, несмотря даже на обилие
мата.
И только
старенькая мама да поседевшая учительница хватались за сердце всякий раз, когда
читали о нём в светской хронике:
– Эх,
Вася-Вася! Ведь такой талантище был… Как же тебе не стыдно-то? |