Геннадий Магдеев ВКУС МЁДА
Нас было четверо. Мы тащили проклятый ящик, обливаясь
потом и матерясь. Причём азербайджанец Алик, алжирец Мурак и турок Семир
ругались по-русски. Очень виртуозно. Даже я, хорошо знакомый с поэтикой
русского мата, изумлялся. Особенно часто они вспоминали маму директора учебной
киностудии ВГИКа. За то, что не дал нам рабочих.
В ящике лежало всё необходимое для съёмок: камеры,
штативы, бутафория… Узкий и длинный, сколоченный из толстых досок, ящик
напоминал гроб. Наверное, это был гроб наших надежд, амбиций и мечтаний в кинематографе.
Но тогда мы об этом не знали. Мы волокли и волокли чёртов ящик к павильону… Был
первый съёмочный день. Снимали дипломный короткометражный фильм Семира. Под названием «Наверху, где воз дух чист».
Семир был турок. Но необычный. Единственный
нелегальный турок в СССР. В начале 80-х в Турции у власти стояла какая-то
нехорошая военная хунта. Между нашими странами были натянутые отношения.
Точнее, отношений не было. А обмена студентами – тем более. Но Семир попал в
нашу страну из Сирии. В Сирию он сбежал, спасаясь от турецкой полиции. Его
хотели арестовать. Как члена левацкой прокоммунистической организации. Типа
«Серых волков». Чего они вытворяли – Аллах ведает. Но, видимо, хулиганили
по-серьёзному. Вот Семир и сдёрнул нелегально в Сирию, болтался там, как цветок
в проруби. Работая поваром, поступал в мединститут. Потом прибился к нашему
посольству. Гэбисты из посольства решили: парнишка – наш, хоть и с левацкой
придурью. И отправили Семира учиться в страну вечно процветающего социализма.
Хотя этот социализм в 60-х уже дышал на ладан. Так Семир оказался в России.
А во ВГИК попал и вовсе случайно. Год его обучали в
Киеве русскому языку. С другими неграми-папуасами и прочими придурками из
третьего мира. Их в те времена в наших вузах болталось немерено. Болталось без
толку. Учились они плохо. В основном пьянствовали и соблазняли наших девчонок.
После годичного обучения «великому и могучему» их
раскидывали по вузам. Методом тыка: этот – в политех, этот – в пединститут,
этот – в текстильный.
А Семира послали учиться во ВГИК. Без экзаменов
зачислили на режиссуру. В мастерскую Алова и Наумова. Известных на весь мир кинорежиссеров.
Так-то: не родись талантливым, а родись турком...
Учился Семир через пень-колоду. А в
режиссуре и вовсе ни фига не смыслил... Но не выгонять же прокоммуниста-турка.
Почти второго Назыма Хикмета. Дотянули его кое-как до диплома. Тут мы с
Семиром и столкнулись лбами.
В общежитии волею случая моим соседом по
блоку оказался сириец Али – высокий молчаливый детина.
Тоже с режиссерского курса Алова и Наумова. Папа Али был большим человеком в
своей Сирии. И очень богатым к тому же. Как-то Али позвал меня в гости. И я
пошёл крепить советско-сирийскую дружбу. Али достал бутылку виски «Джонни Уокер»,
блок «Мальборо» – и мы посидели. В те годы и в
Москве «Джонни Уокер», блок «Мальборо» имели не все смертные.
Иногда вечерами у Али собирались студенты
из разных арабских стран. Братья-мусульмане сидели спокойно. Без пьянок и девочек.
И без травки. Видимо, говорили на свои мусульманские
темы. Или ещё о чём-то высоком. Среди них часто бывал и Семир. Так мы с ним
случайно и познакомились.
Внешность Семир имел совсем не турецкую.
Голубые глаза и белая кожа. Лысина и кудряшки светлых волос до плеч. Довершала
экзотику рыжая борода. И лишь нос у него
был тонкий и хищный. Как у ястреба-стервятника. Невысокий и сухощавый, Семир и
в фигуре имел какую-то хищную пластичность. Опасность исходила от его движений.
Но опасность не волка, а скорее шакала.
Однажды в пору совместной работы я по делу
зашёл к Семиру в комнату. Он лежал на общежитской койке босиком. Пальцами левой
ноги держал коробок. А между пальцами правой сжимал спичку. И пытался зажечь её,
чиркая о коробку. Такой вот фокус-покус
выделывал. Зачем и для чего – загадка.
Так вот, познакомились мы с Семиром.
Ничего особенного. Обычное знакомство. Потом всё произошло неожиданно и быстро.
Как и бывает в нашей жизни. Сценарий дипломного фильма у Семира зарубили.
Нового сценария не было. Времени в обрез
– защита диплома
под угрозой. И тут Семир кинулся ко мне, И я согласился помочь – в кратчайшие сроки написать сценарий фильма. Блин,
единственный турок в стране был, и тот мне достался...
Я взялся писать сценарий. И сделал большую
ошибку. Но когда это понял, отступать было поздно. И по заказу Семира написал
такой вот «шедевр»: действие происходило
в Америке. Мафиозный клан, вроде «Коза ностры». Один из членов клана постарел и
поглупел. Пить стал, гад, и болтать лишнее. В общем, надоел пахану и браткам по
клану. Вот они и надумали его грохнуть. А у болтуна-алкаша был племянник.
Ему-то пахан и предложил завалить дядю. Сделаешь – почёт тебе и повышение в клане. Сразу
«наверх, где воздух чист». В этом и была психологическая феня: как бы
«страдания молодого Вертера». То бишь молодого бандита. И дядю жалко, и наверх
хочется – к пахану поближе. Ещё подпустили розовых
соплей: дядя понимал, к чему дело идёт. Просчитал. И этак иносказательно, намеками
уговаривал племянника грохнуть себя. Для племянникова же блага. Мне, мол, всё
одно хана, а тебе надо в люди выйти.
Сценарий заканчивался гангстерским хэппи-эндом:
племянничек мочил дядю. Но и братки его мочили тоже. Они, собаки, не могут,
чтобы по-честному. Хотя, может, «единственно предавший, кто тебе поверит?».
Как мы с Семиром сочиняли «триллер века», как я писал –
отдельная песня. Наверное, в придумке сюжета Семир отталкивался от своего
славного прошлого.
Сценарий утвердили и разрешили снимать. И мы приступили
к съёмкам. Для понта Семир взял двух операторов: азербайджанца Алика и алжирца
Мурата. Поэтому съёмочная команда по состояла из братьев-мусульман.
Но всё же дотащили мы ящик до павильона. Заволокли вовнутрь,
a там
темно. Бросили ящик у входа. Начали
разбираться, что к чему. Зажгли дежурный свет. Огляделись. Смотрим – выгородка
в углу павильона. Что за фигня такая? Вошли в выгородку и видим: стоит
декорация. Похоже на средневековый замок – узкий коридор, зал с готическими
стульями, грубо сбитый стол посередине. А фанерные стены декорации сделаны как
бы из диких валунов.
– Это чего такое? – удивился Семир.
– Бобров с 4-го режиссёрского курсовой фильм снимал, –
сказал Алик. – Со Смоктуновским.
– Уговорил всё же, – усмехнулся Мурат. – Ну, Бобров…
– Уговорил, – кивнул Алик. – Шустрый парень.
– А у меня в курсовом фильме Джигарханян снимался, –
похвастался Семир.
– Что, армяно-турецкую дружбу крепил? – подначил Семира
Алик. – За 1914 год?
– Да, крепил, – Семир не въехал в подначку. – Я звал
его и на этот фильм. Но Армен Борисович занят. Пришлось пригласить Марцевича.
– Марцевич – нормальный актёр, – сказал Алик. –
Сыграет.
– А нашему сценаристу не нравится, – взглянул на меня
Семир.
– Почему не нравится? Хороший актёр.
– Ты же просил Пороховщикова звать?
– Просил, – согласился я. – Пороховщиков сыграл бы
главу мафии классно.
– Я говорил с разными людьми, все считают: он каменный
и однообразный.
– Семир, ты бы больше своей головой думал, – начал
заводиться я. – Глава мафии должен быть каменным. Большим и сильным.
– А Марцевич будет хитрым и коварным.
– Как ты?
– Немножко как я… – засмеялся Семир.
– Пусть будет, – устало кивнул я. – Тебе виднее: ты режиссёр.
Слово «режиссёр» сработало – Семир важно оглянулся на
Алика:
– Бобров съёмки закончил?
– Закончил.
– Когда декорации разберут?
– Завтра, наверное.
Семир поскрёб свою рыло бороду, подумал...
– Алла! – воскликнул он. – Тогда мы тут сцену посвящения
в мафию снимем. Сегодня! Декорации подойдут. И экономия – строить не надо!
Якши?
Алик переглянулся с Муратом.
– О’кей, – сказал Мурат. – Снимем на раз!
– Сколько идёт сцена? – по-деловому осведомился Алик.
Семир вопросительно глянул на меня.
– У тебя режиссёрский сценарий в руках, – сказал я.
Семир бестолково зашелестел листами:
– Темно здесь, как у негра в заде…
Пришлось выручать турецкого Тарантино.
– Сцена идёт три минуты, – объяснил я. – Проход мафиозников
по коридору. Посвящаемый встаёт на колени. Целует руку пахану. Тот берёт кинжал
и бокал. Посвящаемый – надрез на руке, кровью капает в бокал с вином. Пьют с
паханом. Короче, всё в лучших традициях жанра, – поморщился я.
– А клятва? – спросил Семир.
– Да написал я эту клятву…
– Сколько по времени? – Алик уже прикидывал планы и
ракурсы съёмки.
– Тридцать секунд.
– А где клятва? – задёргался Семир. – Где она?
– В сумке, – ответил я. – Сейчас отдам
Я пошёл из выгородки в павильон. В ящике лежали и
наши сумки. Я шёл и думал, что наш замечательный мэтр по сценарным
премудростям не прав. На занятиях он говорил, что сценарист – это вечная
невеста на выданье. Нет, скорее сценарист – это девочка на панели. Стой и жди,
когда тебя снимут. А если снимут, то кто и как тебя будет иметь – вопрос далеко
не праздный. И зачем я связался с турецким олухом – побочным сыном нашего кинематографа?
Ну какой из него к чёрту режиссёр? Талант – дело такое: или он есть, или его
нет. Третьего не дано! За годы учёбы во ВГИКе я это хорошо пенял.
Я возился у ящика – доставал сумку, искал листки с клятвой
посвящения. Кто-то заглянул в павильон. Осторожно вошёл, потоптался, пошёл к
выгородке. Дядька какой-то: хэбэшные брюки, рубашка-распашонка, летняя кепочка
и стоптанные вельветовые сабо на ногах.
«Наверное, директор студии прислал рабочего-монтировщика»,
– решил я. Дядька скрылся за углом выгородки. Я взял сумку и пошёл вслед за ним.
У входа в выгородку стоял дядька и с любопытством заглядывал вовнутрь.
Я хотел пройти мимо: мало ли кто шляется по съёмочному
павильону. Но взглянул на дядьку и обомлел. Передо мной стоял Иннокентий
Михайлович Смоктуновский. Собственной персоной!
Он посмотрел на меня и по-детски улыбнулся:
– Здравствуйте! А что там делают? – и кивнул внутри
выгородки.
– Здравствуйте, Иннокентий Михайлович, – ответил я. –
Снимать собираются.
– Правда? – удивился Смоктуновский. – И я вчера здесь
снимался. У Боброва. А сегодня приехал на озвучивание.
– Мы знаем, что вы снимались, – улыбнулся я. – Вот
решили использовать декорации Боброва для своего фильма.
– Подходят? – обрадовался Смоктуновский.
– Вроде, подходят.
– Вот и славно! Вот и славно! – засмеялся
Смоктуновский. – Что снимаете?
– Дипломный фильм.
– О чем?
– Ой, сказать страшно: Америка, мафия, убийство…
– Как интересно, – улыбнулся Смоктуновский. – А кто
режиссёр? Вы?
– Нет, я сценарий писал. А режиссёр – вон тот
бородатый турок.
– Турок? – изумился Иннокентий Михайлович. –
Настоящий?
– Настоящий. Дипломник из мастерской Алова-Наумова.
– Что вы говорите? Замечательные мастера у вашего
турка.
Тут Семир и остальные заметили нас. Сначала они
разинули рты от удивления. Потом подошли к нам. Поздоровались–поулыбались.
Начали бестолковый разговор. Больше всех старался Семир: зазывал
Смоктуновского пройти в выгородку, объяснял, про что снимает фильм, и вообще
лез чуть ли не обниматься.
Иннокентий Михайлович слушал и улыбался.
Он стоял удивительно простой и не пафосный. Трудно
было представить, что перед нами стоит великий артист. Гений – в прямом
смысле этого слова!
Наконец Смоктуновский спросил у Семира:
– А что будете делать после учёбы? Вернётесь в Турцию
снимать кино?
Семир потускнел. Путь в Турцию был заказан. Там его
ждал сплошной «хэви-металл»: наручники, решётки и заунывное соло муэдзина на
минарете.
– Не знаю, – грустно сказал Семир. – В Турцию вернусь
когда-нибудь. А снимать кино... Там ведь капитализм. Для кино деньги нужны.
Где взять? Наверное, придётся выращивать петрушку в Турции, – пошутил он.
– А что, хорошее занятие, – засмеялся Смоктуновский. –
Вырастить отменную петрушку в Турции – тоже искусство. Не каждый сумеет сделать
это толково. Талант нужен во всём, чем бы человек ни занимался.
– Верно говорите, Иннокентий Михайлович, – закивал
Семир.
– Вот наш театр – я ведь служу во МХАТе, – пояснил
Смоктуновский, – только что вернулся с гастролей по Сибири. Новосибирск,
Омск, Красноярск… А я родом из-под Красноярска: посёлок в 60 километрах от города.
Там у меня матушка живёт, братец. Он хозяйство ведёт. Такой хозяин. Ух! Талант!
Мы играли в Красноярске – родственники приехали, конечно, посмотреть. А после
спектакля на выходной повезли меня на родину. Так сказать, в гости. Приехали.
Дом у братца – прямо дворец! Но лето, жарко – стол во дворе накрыли. А на нём –
и сальце копчёное, и огурчики-помидорчики, и мёд домашний… У братца своя пасека:
так он мёд прямо в сотах выставил целыми мисками. Мёд замечательный: янтарный,
густой – и в сотах Возьмёшь кусочек – и в рот...
И Иннокентий Михайлович сделал актёрский показ на
физическое действие. Точным и пластичным движением руки он как бы взял
кусочек мёда из миски. Запрокинул голову и положил в рот, зажмурившись от
удовольствия. Это было сделано мастерски. Я, казалось, увидел и миску, и мёд в
сотах. И даже ощутил вкус самого мёда – во рту стало сладко и ароматно.
Я стоял обалдевший. Господь сподобил увидеть настоящее
чудо: лишь один жест великого актёра. Но какой жест! Гениальный!
– Я думаю, неважно, чем заниматься, – закончил
Иннокентий Михайлович. – Главное – делать это талантливо и от всей души, – он улыбнулся
дружески и склонил голову в поклоне. – Очень рад был общению с вами, милые
друзья. Позвольте попрощаться: надо озвучивать роль.
И Смоктуновский ушёл. Похлопывая стоптанными вельветовыми
сабо.
Вот, собственно, и вся истории.
… А фильм мы всё же сняли. Смонтировали его, озвучили.
И я увидел своё имя в титрах на… турецком языке. Конечно, до шедевра фильму
было далеко. Но тут, как говорится, выше головы не прыгнешь. Тем более, если
голова турецкая... С этим фильмом Семир и уехал в Турцию. Его не посадили. А
лишь отправили служить в армию. Но это уже другая история…
Источник: http://krassnov.ucoz.ru/publ/g_magdeev_vkus_mjoda/35-1-0-194 |