И дошла до него весть, что султан Малик-шах прибыл со своим войском в Нахр ал-Джуз, направляясь в Халеб. И в тот же день отправился Тадж ад-Даула в Дамаск, оставив под крепостью шарифа одного из своих соратников, а с ним орудия [осады] и некоторое число людей, [среди них] — ремесленники (?) из Халеба. И тот недолгое время замещал Тутуша, затем двинулся в путь и присоединился к [Тутушу] в Дамаске. /100/ Малик-шах в Халебе И прибыли войска Малик-шаха к Халебу с Бурсуком, Айязом и Бузаном и другими [эмирами]. Некоторые из них вступили в область, [принадлежавшую] румийцам и про-стиравшуюся между [областью Халеба] и Антиохией, другие же вошли в Халеб. И жители Халеба поспешили вместе с Саламом ибн Маликом и Мубараком ибн Шиблом подчиниться пришедшим [и объявить] о готовности служить им. Султан же, шедший позади них, прибыл в ар-Руху, которую ему сдал Филарет, и она подчинилась ему. А оттуда направился в крепость Даусар, называемую [теперь] Джабар, которую он получил на своем пути от Джабара ибн Сабика ал-Кушайри, а его самого убил, узнав о совершаемом им зле и грабежах на дорогах. И он шел, пока не прибыл в Халеб 23 шабана 479 года (3 декабря 1086 г.). /101./ И покорил он Халеб с его крепостью и другие крепости Сирии, и дал Саламу ибн Малику вместо крепости Халеба крепость Даусар, и пожаловал ему, кроме того, Ракку и несколько сел (дийа). И направился султан к Антиохии, которую ему сдал ал-Хасан [113] ибн Тахир, везир Сулаймана ибн Кутулмыша, и назначил в Антиохию Ягысьяна ибн Алпа в войско, а Хасана ибн Тахира определил в ее диван. И завершил [свой поход] в Сувайдии. И молился он на [берегу] моря, вознося хвалу Аллаху за то, что он простер его власть от моря восточного до моря западного. /102/ Касим ад-Даула Ак-Сункур И вернулся он (Малик-шах) в Халеб и поставил в него [наместником] эмира Касим ад-Даула Ак-Сункура с войском, а Тадж ар-Руаса ибн ал-Хилал был им назначен сборщиком налогов. И прибыл к нему (Малик-шаху), когда он был в Халебе, шариф Хасан ал-Хутайти, желавший вернуться в Халеб, и рассказал о своих делах и о том, что с ним случилось, но на него жаловались жители Халеба, и султан не удовлетворил его просьбу. И был этот султан (Малик-шах) из людей достойных и правителей справедливых, и никто не мог сказать, что кто-то превосходит его в войске в этом мире. А войско [его] определяли примерно в 400 тысяч [человек]. Он не взял у своих подданных силой ни одного дир,хема. И когда однажды сокольничий отнял в ал-Асарибе кур, чтобы кормить в дороге сокола, а он (Малик-шах) узнал об этом, то счел это позорным и пригрозил сокольничему, когда его увидел, и тот вернул их (кур) хозяину после своего возвращения из Антиохии. И отправлялся [Малик-шах] охотиться в окрестности Мааррат ан-Нуман и жил в селении в трех фарсахах от ал-Маарры. И покупали в ней его спутники все, что было нужно ему, за полную цену. И в этом году (479 г. х.= 1086/87 г.) отменил он незаконные налоги во всех своих областям, и не осталось в его государстве ничего, с чего они взимались бы. /103/ Султан находился в Халебе до празднования дня окончания поста и укрепил управление им, назначив командующим его крепостью Нуха ат-Турки, а затем вернулся в Джазиру. Ему (Малик-шаху) сообщили о восстании Текеша в Термезе, и султан отправился туда, покрыв расстояние между Халебом и Нишапуром за десять дней. А вернувшись, направился в Джазиру, а правление Халебом возложил на Касим ад-Даула Ак-Сункура ат-Турки в 479 году и придал ему четыре тысячи всадников, упрочив тем [его положение]. И говорили, что [он] — приближенный мамлюк Малик-шаха, а имя отца его—ан-Нуман. И пере-дал [Малик-шах] управление всеми средствами дивана в Халебе Тадж ар-Руаса Абу Мансуру ибн ал-Хилалу ар-Рахби, о котором и о везире Ибн Калхасе халебский поэт сказал: И точат, как ржа, жизнь люден [в Халебе] Хилал и Наххас (Порча и Злополучие.— Л. С.). [113] Касим ад-Даула улучшил положение в Халебе и хорошо правил, и установил порядок, /104/ уничтожил разбой на дорогах, преследовал злоумышленников во всех местах и прекратил их злодеяния. Халеб в его время стал многолюден из-за прибытия в него купцов и торговцев из разных мест. И рассказывал мне мой отец — да будет милостив к нему Аллах! — что он (Касим ад-Даула Ак-Сункур) искоренил злоумышленников до такой степени, что в селениях и де-ревнях Халеба объявили, чтобы никто не запирал своих ворот и чтобы оставляли свои орудия для обработки земли на своих участках на ночь и на день. И однажды он (Касим ад-Даула) отправился на охоту и проходил мимо феллаха, который уже закончил свою работу и взял одно из своих земледельческих орудий домой, а (Касим ад-Даула) отделился от своих воинов и сказал ему: «Разве ты не слышал объявление Касима ад-Даула, чтобы ни один из жителей деревень не брал земледельческих орудий (домой)?» И сказал [тот]: «Да. И клянусь Аллахом — да хранит Аллах Касим ад-Даула! — что мы в его время в безопасности от злоумышленников и нарушителей спокойствия. А я взял его, боясь, что его испортят, ибо здесь водится животное, называемое шакал, и, если мы оставляем здесь наши орудия, он съедает находящуюся на них кожу». И когда вернулся Касим ад-Даула, то приказал охотникам отправиться на охоту во все концы области Халеба и выловить там всех /105/ шакалов. И это было причиной их малочисленности в окрестностях Халеба до нашего времени в отличие от других городов. А во времена Касим ад-Даула возобновилось строительство минарета в Халебе, существующего до нашего времени, и это произошло в 482 году (1089/90 г.). И возникли несогласия между жителями Латмина и На-сром ибн Али ибн Мункызом в (4)81 году (1088/89 г.), и прибыл в Шейзар Ак-Сункур, и бились они, и было убито 130 человек из его (Шейзара) жителей. И он вернулся в Халеб после того, как разграбил его предместье, и был заключен мир между ним и Насром, правителем Шейзара. А Ак-Сункур женился на Хатун Дайа ас-Султан Малик-шах. И сидел он с ней в один из дней в своем доме в Халебе, а в руке его был нож, и он в шутку замахнулся им на нее. И нож попал ей в сердце и нечаянно убил ее. И умерла она, а он сильно печалился о ней и горевал о потере ее. И понесли ее в гробу хоронить на восточном кладбище, а вышли из Халеба провожать ее гроб в начале джумада 11 (482 г. х.=11 августа — 8 сентября 1089 г.). А в шабане 482 г. (9 октября—6 ноября 1089 г.) /106/ Ак-Сункур взял крепость Барзавию у армян, и она была последней крепостью, остававшейся в руках неверных в области Антиохии. И она была в его власти девять месяцев, и он разрушил ее в раби I 483 года (4 мая—2 июня 1090 г.). [115] А наместники Сирии написали султану Малик-шаху, жалуясь, что не вышли ему навстречу из-за того, что Халаф ибн Мулаиб, [правитель] Химса, чинит разбой и страх ца-рит на дорогах [по его вине]. И он (Малик-шах) написал Касим ад-Даула, Тадж ал-Даула, Ягысьяну и Бузану — правителю ар-Рухи. И они отправились со своими войсками, и осадили его (Химс), и поставили в трудное положе-ние, и завоевали. И отдал его (Химс) султан Тадж ад-Даула Тутушу. А Касим ад-Даула спустился в Афамию и взял ее у Халаф ибн Мулаиба и пожаловал Насру ибн Мункызу. Затем сул-тан приказал пронести Ибн Мулаиба в железной клетке до Исфагана. И тот находился в заточении, пока не умер Малик-шах; тогда [Ибн Мулаиб] направился в Египет, а [затем] вернулся в Сирию и после многих хитростей овладел Афамией. А когда был завоеван Химс, его передали Касим ад-Даула, пока не прибыло приказание султана передать его Тутушу. Смерть Малик-шаха. Султан Малик-шах умер в Багдаде в ночь на 10 шаввала 485 года (19 ноября 1092 г.). Ак-Сункур вышел из Халеба и направлялся к нему (Малик-шаху), а когда дошло до него это известие, вернулся в Халеб и некоторое время провозглашал хутбу на имя Махму-да, сына (Малик-шаха). Затем после этого стали провозглашать хутбу с именем Тадж ад-Даула Тутуша, о чем еще будет речь. /107/ И когда он (Ак-Сункур) вернулся в Халеб, то схватил Шибла ибн Джамиа, эмира килабитов, и его сына Мубара-ка и заточил их в крепость. А Тадж ад-Даула переписывался с Касим ал-Даула, Ягысьяном и Бузаном, побуждая их подчиниться себе, чтобы всем вместе отправиться на за-воевание страны его [Тутуша] брата. И он стал правителем страны, а они примкнули к нему и провозглашали хутбу с его именем в своих областях. И вышел он (Тутуш) в поход в начале (4)86 года (1093 г.), и примкнули к нему Касим ад-Даула, Ягысьян и Бузан, и доверился ему Ак-Сункур. И завоевал Тадж ад-Даула Ракку и Нисибин, и собрал Ибрахим ибн Курайш свои силы и приготовился встречать Тадж ад-Даула. И встретились два войска в Дара, но [затем] каждый отряд вернулся на исходное место. И выступил эмир Касим ад-Даула и врезался в центр /108/ войска Ибрахима, и бедуины не устояли, а за ними последовало остальное войско, и было убито около 10 тысяч. И попали в плен Ибрахим ибн Курайш, его дядя Мукбил и другие. И Тадж ад-Даула беспощадно перебил их и взял в плен гарем, и некоторые красивейшие женщины-бедуинки убили себя [от страха]. А после этого приказал Тадж ад-Даула передать Махмуду ибн Шараф ад-Даула пленных воинов, окружавших его перед битвой (?), и дал ему викта Нисибин. Возвращение Тутуша. И возросло влияние Тадж ад-Даула после этой битвы, и писала ему вдова его брата, приглашая [116] его прибыть [к ней], и было решено, что он женится на ней, но это произошло после того, как он взял у Ибн Джахира Амид и Джазират ибн Умар и прибыл в Табриз. И отошли от него Касим ад-Даула Ак-Сункур, /109/ правитель Халеба, и Имад ад-дин Бузан и примкнули к Баркиа-руку, перейдя к нему на службу, и это произошло вблизи Рея. И была причиной отвращения Касим ад-Даула и Буза-на близость Тадж ад-Даула к Ягысьяну и симпатия его к нему. А другие говорили: дело в том, что он (Тутуш) не дал им в управление ни одной из областей, которые они завоевали. И возвратился Тадж ад-Даула в Дийарбакр, и пополнил там свою армию, и отправился оттуда в Сарудж, и взял его, и назначил его наместником одного из своих верных людей. И дошло до него известие о том, что Ак-Сункур и Бу-зан прибыли ко двору султана Баркиарука и что он (Бар-киарук) принял их с почетом. И они нашли, что его (султана) делами ведает его дядя [с материнской стороны], и убили его (дядю), а также некоторых эмиров. И усилилось влияние Баркиарука, и упрочилось его положение, и Ак-Сункур и Бузан обратились к нему с предложением отправиться с ними в их города — Халеб, ар-Руху и Харран, чтобы у них не произошло какого-либо столкновения с Тадж ад-Даула при его возвращении. И они заверили его, что будут [посредниками] между ним и Тадж ад-Даула. И он отправился с ними в Рахбу, и был заключен клятвенный союз между ними и Али ибн Шараф ад-Даула. /110/ Баркиарук в Халебе. И вышел в путь Али ибн Курайш, а с ним отряд из бану укайл и отряд из войска султана Баркиарука [во главе] с Касим ад-Даула. И они доставили [Баркиарука] в Халеб, и вошли они в него в шаввале 486 года (25 октября — 22 ноября 1093 г.). Затем Бузан направился в свою область и вернулся к султану с подкреплением. А что касается Тутуша, то он перешел Евфрат и направился в Антиохию и оставался там некоторое время с Ягысьяном; и поднялись там цены. Затем он прибыл в Дамаск в зул-када этого года (487 г. х.=12 ноября— 11 декабря 1094 г.). А у Вассаба ибн Махмуда было в подчинении небольшое число килабитов, а Ак-Сункур после ухода Тутуша в Дамаск послал своих людей, чтобы сжечь крепость Асфуна и крепость ал-Кубба, и забрал икта Вассаба. В 487 году (1094 г.) был схвачен везир Абу Наср Мухам-мад ибн ал-Хасан ибн Наххас благодаря воздействию ал-Маджанна Бараката ал-Фуваи на Касима ад-Даула. И он (везир) находился в заточении, пока не поступило приказание удушить его, и он был задушен в этом же году. В раби I 487 года (21 марта — 19 апреля 1094 г.). Тадж ад-Даула Тутуш покинул Дамаск, а с ним много арабов. И встретил его Ягысьян с антиохийским войском около Хамы, и они простояли там несколько дней. А сын его Малик Ридван женился [117] на дочери Ягысьяна, и его отпустили на празднество в Дамаск. А Тадж ад-Даула вышел со своими войсками [из Хамы], и прибыл в Телль Маннас, и стоял там лагерем несколько дней. /111/ И дошла до него весть о прибытии Кирбуги, правителя Мосула, и Бузана, правителя ар-Рухи, и Иусуфа ибн Абака, правителя ар-Рахбы, с двумя с половиной тысячами всадников в Халеб на подкрепление Ак-Сункуру. Тогда Тадж ад-Даула отступил в ал-Ханвату, и прибыл в ан-Науру, и решился идти к ал-Вади, а оттуда — в область Антиохии, причем [его] войско забирало [у феллахов] скот и фураж. Сражение Тутуша с Ак-Сункуром. И вышел Ак-Сункур с теми, кто прибыл к нему на помощь, и большим числом килабитов во главе с Шиблом ибн Джамиа и Мубараком ибн Шиблом — а их в этом году выпустили из заточения,— и Мухаммадом ибн Заидом с его отрядом и отрядом из ахдас Халеба, а также с дейлемитами и хорасанцами. И численность его войска превысила 6 тысяч конников и пеших, отлично подготовленных и хорошо снаряженных. И выступило войско Малика Тадж ад-Даула [на битву] в субботу 9 джумада I этого года (487 г. х.=27 мая 1094 г.), и встретилось оно с семьюдесятью (?). И он (Тадж ад-Даула) был первым, перешедшим ручей, разделявший два войска, и выступил на битву с Ак-Сункуром, тогда как его войско находилось в боевом порядке. /112/ А войска Бузана и Кирбуги не имели возможности перейти ручей и напасть [на врага], а Ак-Сункур при этом не спрашивал совета у находившихся с ним арабов, боясь их склонности к Тадж ад-Даула. А войско Тадж ад-Даула также имело некоторое число арабов и пехотинцев, а тюрки у него были в меньшинстве, ибо его (Тутуша) предводители и приближенные (хавасс) рассеялись по областям, которые они завоевали. И выступило войско Тадж ад-Даула против войска Ак-Сункура, и не прошло и мгновения, как арабы Бузан и Кирбуга бежали в сторону Халеба и вступили в него. А Йусуф ибн Абак искал спасения у Тадж ад-Даула. Гибель Ак-Сункура. И попали в плен Ак-Сункур, и часть его личного отряда, и его везир Абу-л-Касим ибн Бади; и он был доставлен пленным к Тадж ад-Даула и безжалостно убит. Тадж ад-Даула сказал ему: «Если бы ты меня победил, то что бы ты сделал?» Сказал [Ак-Сункур]: «Я убил бы тебя». И сказал ему [Тутуш]: «Я приказываю сделать с тобою то, что ты приказал бы сделать со мной» — и убил его. И рассказывал Вассаб ибн Махмуд: «Сидел Тадж ад-Даула и потребовал Касим ад-Даула, и привели его с обнаженной головой, связанного. И встал Тадж ад-Даула и говорил ему многие слова, но не дождался ответа и отрубил ему голову своею рукой». /113/ И отправили его голову в Халеб, а затем и в Дамаск, а тело его погребли под куполом у подножия горы Каран-бия, в западной [части] гробницы, возведенной для него в Каранбии. Сын его Зенги позже, когда завоевал Халеб, перенес его [118] [останки] в медресе аз-Заджаджина и [дал ему] в вакф Шамар — селение в области Халеба, как написано на его могиле. А Касим ад-Даула, исходя из гороскопа, хранившегося во дворце султана в Халебе, выбрал временем выступления на битву время сближения Сатурна и Марса в созвездии Льва. И выступил, приказав, чтобы за ним следовали с веревками за плечами (?). А Тадж ад-Даула стремился к тому, о чем было сказано (к победе над Ак-Сункуром), но гороскоп не принес победы (Ак-Сункуру), ибо Аллах всевышний побеждает, когда хочет, неотвратим приказ его, нет толкователя приказу его, непоколебимо царствие его. И попал в плен Шибл ибн Джамиа, эмир из килабитов, и подарил его Тадж ад-Даула его племяннику Вассабу ибн Махмуду Сохранилась записка султана Малик-шаха Хасану ас-Саббаху и ответ последнего султану. Вероятно, эта записка была направлена Малик-шахом под давлением упорного врага исмаилитов и самого Хасана ас-Саббаха везира Ни-зам ал-Мулка. Содержание записки таково: «Ты, Хасан Саббах, создал новую религию и общину и, вводя народ в заблуждение, выступаешь против владыки над временем. Собрав вокруг себя некоторых невежественных горцев, ты говоришь им льстивые слова, и они побуждают народ взяться за оружие. Ты осмеиваешь дских халифов, которые являются халифами мусульман, опорой державы и народа и на которых покоится религия и государство. Тебе следует отказаться от этого заблуждения и стать истинным мусульманином. В противном случае я снаряжу войско, которое должно будет привести тебя к истинному пути или дать тебе отпор. Берегись же, берегись! Сжалься над своей душой и душами своих последователей, не подвергай себя и их уничтожению. Не надейся на прочность своих крепостей и знай наверняка, что если твоя крепость, название коей Аламут, окажется даже на седьмом небе, я, с помощью всевышнего Аллаха, сотру ее с лица земли». Сделав копию письма, Аль-Марик отдал оригинал Хасану ибн Саббаху. |