* *
Как воздух прозрачен весной,
Когда снег последний растает
И птиц перелетные стаи
Закружат над пущей лесной.
Протяжно кричат петухи,
Пьянящий дурман в жилах бродит…
Любимые вами стихи
Написаны не о природе.
Как дышат прохладой леса,
Как травы под ветром трепещут,
Как тонут друг в друге и плещут
Гладь озера и небеса.
Осенние дни коротки,
И время сквозь пальцы уходит…
Но лучшие в мире стихи
Написаны не о природе.
Зима запряжет лошадей
В широкие розвальни-сани
И будет кружить над лесами,
Пугая морозом людей.
Летит, словно снег, конфетти,
Шанель номер пять снова в моде.
И лучшие ваши стихи
Написаны не о природе.
Это стихотворение, было написано к 75-летию Николая Яковлевича. Впервые читала его на торжественном вечере, посвященном выходу десятого выпуска альманаха «Складчина».
Помню, что собрание было представительным: съехались практически все участники семинара Н.Я.Мережникова при журнале «Урал». Присутствовал даже хронически занятый режиссер Николай Коляда, возглавлявший в то время редакцию журнала.
Мне пришлось выступать после заслуженной артистки России, местной оперной дивы - Натальи Ивановой, владеющей сценическим движением и прочими театральными премудростями, и я старалась, как могла.
У этого стихотворения действительно есть история, которую надо рассказать, чтобы стали понятными строчки: «но лучшие Ваши стихи написаны не о природе».
Много лет назад я училась на филфаке УрГУ, мои сокурсницы уже тогда серьезно писали стихи и стремились их где-нибудь пристроить. Моя ближайшая подруга Лиза отправилась с этой целью в редакцию журнала «Урал», где ее улыбкой встретил Николай Яковлевич. Он выслушал студентку-первокурсницу, посмотрел ее явно незрелые стихи и «отфутболил» со словами: «Вам надо больше писать о природе». Помню, как после этого визита, Лиза отреагировала на один их моих опусов: «У тебя нет стихов о природе», - сказала она мне грустным голосом.
- Далась тебе эта природа! – возмутилась я, на что сокурсница поведала мне о своем визите в редакцию.
Прошло много лет. Волею судьбы я оказалась в «Складчине», между мной и Мережниковым установились не только творческие, но и дружеские связи. Мы часто говорили о литературе, писательстве, поэзии… И не раз я слышала от него, что молодежь мало пишет о природе. Вот тогда и сочинилось это стихотворение. Неоднократно читала его в присутствии Николая Яковлевича, и он всегда поправлял меня полугрустно-полувесело: « О природе! О природе!»
В последний раз, услышав «Как воздух прозрачен весной» на своем восьмидесятилетии, он спросил: «О чем же, если не о природе, написаны мои лучшие стихи?»
- О любви, о женщине, о родине, о людях, о жизни и о… природе, - ответила я.
Сейчас думаю, что надо было больше сочинять о Николае Яковлевиче. К сожалению, я смогла написать всего одно стихотворение. Боль утраты долго не отпускала, и только через год родились такие строки:
Памяти Мережникова
Я открываю книгу и вхожу…
...к Мережникову в кабинет - в «Урале».
Мы там с Ганебных столько раз бывали,
Что примелькались всуе этажу.
Хозяин был радушен и готов
Нам руку протянуть и улыбнуться.
А нынче ноги не несут, не гнутся,
Хоть не сжигали мы туда мостов.
Здесь, под обложкой он такой живой,
Глядит в меня в пророческой надежде
Вот мы вдвоем беседуем, как прежде,
А я в ответ мотаю головой.
И как-то по-особому смотрю
На буквы в строчках мелкие сквозь слезы...
Он не писал ни песенок, ни прозы,
И долго с ним я в рифму говорю.
15.12.11 |