Однажды я пришла к Мережникову в редакцию журнала «Урал» и сказала: «Николай Яковлевич, я написала гениальное стихотворение». Он посмотрел на меня с прищуром: «Ну, читай!»
И я постаралась:
Люблю железную дорогу,
Перроны, рельсы, провода…
Унять весеннюю тревогу
мне помогают поезда.
Люблю вздремнуть на верхней полке,
испить казенного чайку
и подсмотреть, как из кошелки
соседка достает еду.
Люблю стоять в ночном дозоре,
когда весь поезд сладко спит,
в пустом и длинном коридоре,
где тускло лампочка горит.
Люблю попутчиков послушать,
задать участливый вопрос,
потом свою открыть им душу
под бесконечный стук колес.
И расставаясь на перроне,
вписать в блокнот их адреса,
чтоб больше никогда не вспомнить
ни имена, ни голоса.
Николай Яковлевич задумался на несколько секунд и ответил: «Не гениальное, но что-то есть».
Несколько лет спустя это стихотворение ругали в столичном литературно–критическом журнале «Арион», называли эпигонским, а моё имя поставили в один ряд с такими поэтами, как Глеб Горбовский и Александр Кушнер.
Я тогда пожалела, что не поменяла строки в начале стихотворения, как посоветовал мне когда-то Юрий Каплунов.
А было это так.
В декабре 2011 года нас с Николаем Ганебных пригласили в Каменск на вечер памяти Н. Я. Мережникова - пригласили как любимых учеников Николая Яковлевича.
Библиотека им. А.С. Пушкина города Каменска встретила нас гостеприимно. Собрание было многолюдным и насыщенным. Всем хотелось поведать о своих дружеских отношениях с Николаем Яковлевичем. Ярким и запоминающимся стало выступление руководителя Городского литературного объединения Юрия Михайловича Каплунова.
После собрания за чаем я прочла своё «гениальное» стихотворение и рассказала о реакции Мережникова.
Вскоре мы с Николаем Ганебных заторопились на электричку. В фойе библиотеки ко мне подошел сам Каплунов, похвалил стихотворение и мягко посоветовал поменять строки первого катрена.
Вместо «Люблю железную дорогу: перроны, рельсы, провода…» читать «Унять весеннюю тревогу мне помогают поезда. Люблю железную дорогу: перроны, рельсы, провода…» Я пообещала подумать, но потом закрутилась, завертелась и забыла …
А ведь стоило прислушаться к словам мастера)))
А вот и цитата из журнала «Арион», о котором я упомянула выше. 2013 год, №3, статья Евгения Абдуллаева «Поэзия действительности»
(http://magazines.russ.ru/arion/2012/3/a21.html):
"Это не значит, что исчерпанная форма совсем исчезает. Встречается. Даже у мастеров. “Люблю стихи о Незнакомке, / О Саломее и соломке...” (Александр Кушнер, 2011). Но чаще — в стихах эпигонских. “Люблю железную дорогу: / Перроны, рельсы, провода” (Наталья Никитина, 2005). Поэтесса не замечает, что путешествует тем же четырехстопным ямбом с “люблю” в роли тепловоза, что и когда-то Горбовский...)" |