Пятница, 19.10.2018, 11:51
Приветствую Вас Гость | RSS

  ФЕНИКС литературный клуб


Категории раздела
35
carandash
Feel_IN
Хосе Антонио Аргуэльо
Александра Артемьева
Алексей Аршинский
Ирина Бабушкина
Сергей Балуев
Лариса Баранникова
Татьяна Барышникова
Лев Белевцов
Марина Бердникова
Слава Блудов
Эдуард Боровинских
Владислав Бородин
Шура Бродовской
Юрий Будаев
Нина Буйносова
Ольга Булыгина
Людмила Быкова
Владимир Варламов
Борис Вдовин
Анна Ветер
Л.Вильмер
Любовь Войнакова
Андрей Голый
Маша Гутермахер
Словомир Дивный
Максим Дорогин
Сергей Досаев
Лена Дроздова
Мария Елизарова
Надежда Еловецкая
Антон Енотов
Алексей Еньшин
Александр Еремин
Владимир Ермошкин
Владимир Заостровский
Василий Зуев
Актар Илмаринен (Любовь Войнакова)
Елена Игнатова
Николай Ильенко
Олег Ирискин
Владлена Казакова
Сергей Казаков
Сергей Каменев
Юрий Каплунов
Серёжа Кимован
Кальян Клинский
Юрий Ковязин
Владислав Козушкин
Владимир Комаров
Виталий Коновалов
Галина Кораблева
Дмитрий Кочетков
Нина Крайнова
Игорь Краснов
Анна Кривицкая
Кумохоб
Дина Кырчикова
Нина Лагунова
Алексей Лесников
Валентина Липкина
Ирина Лихачёва
Галина Ложкина
Александр Любимов
Андрей Ляхов
Геннадий Магдеев
Виталий Маклаков
Валентина Мартюшева
Сергей Маслаков
Александр Матусов
Ицик Мейерс
Елена Миронова
Майя Михайлова
Юлия Михайлова
Ольга Моденова
Иван Мошнин
Муха
Александр Негодяев
Борис Некрасов
Илья Ненко
Мэри Нетти
Людмила Никора
Сергей Окулов
Вячеслав Орехов
Екатерина Павлова
Иван Паздников
Галина Панова
Дмитрий Покровский
Алексей Полуяхтов
Марина Полыгалова
Михаил Полыгалов
Татьяна Посухова
Павел Прибылов
Оксана Птичкина
Марина Пышминцева
Владимир Прокин
Зоя Савина
Дмитрий Самозванов
Наталия Санникова
Анна Сапогова
Бэлла Северухина-Колбасова
Екатерина Седова
Татьяна Семёнова
Владимир Симонов
Сергей Симонов
Полина Сметанина
Виктория Солнцева
Вячеслав Соловиченко
Игорь Стрюков
Елена Стрюкова
Надежда Сухих
Мария Терновая
Елена Токарева
Андрей Торопов
Марина Усова
Владислав Устюгов
Татьяна Федорова
Михаил Филин
Изя Фраерман
Надежда Ходенко
Ольга Худякова
Евгений Черников
Михаил Четыркин
Александр Шалобаев
Ксения Шалобаева
Вера Шамовская
Юлия Шаркунова
Вера Шарыкалова
Галина Яровенко
Поиск
Случайное фото
Блоги







Полезные ссылки





Праздники сегодня и завтра

Права
Все права на опубликованные произведения принадлежат их авторам. Нарушение авторских прав преследуется по Закону. Всю полноту ответственности за опубликованную на сайте информацию несут авторы.

Стихи и проза

Главная » Стихи и проза » Литературный Каменск » Александр Матусов
Александр Матусов

РУССКИЕ ПОЭТЫ О ПОЭЗИИ И О НАЗНАЧЕНИИ ПОЭТА


              Александр Матусов

РУССКИЕ ПОЭТЫ О ПОЭЗИИ

И О НАЗНАЧЕНИИ ПОЭТА

 

Стихосложением я начал заниматься в 1985 году. Мне было тогда сорок пять лет, что, конечно, несколько поздновато, но времена рождения не выбирают. Что случилось — то и случилось. В тот год умерла мама и произошли некоторые изменения в личной жизни. Всё это потрясло меня до глубины душевной, что и вылилось в потребность писать стихи. В те времена я увлекался собирательством книг и собрал приличную библиотеку, до сего времени мною не прочитанную. Есть в ней и сборники стихов русских поэтов от Анненского до Якубовича. Два года назад у меня возникла идея всё это основательно проштудировать.

Самую суть поэзии я бы выразил в краткой формуле: «Мысль, вооружённая гармонией». Как сказал В. Маяковский, нужно из словесной руды, извлечь крупицу радия, то есть привести строй слов и строк из хаоса в единственно возможный гармонический порядок-строй. Причем надо сделать стихотворное произведение так, чтобы прочитывалась мысль сочинителя, а форма не должна противоречить содержанию.

Что ж, посмотрим и послушаем, что думают сами поэты о поэзии, о себе и о своем предназначении.

Вот что говорил В.В.Маяковский о своих «стальных» современниках – собратьях по перу:

 ...в аплодисментах ревомые ревмя

войдут в историю как накладные расходы

на сделанное нами двумя или тремя…

И то верно, что классиков много быть не должно — не больше, чем пальцев на руках. Но и труд оставшихся — все же не «накладные расходы». Благодаря им и был создан тот общий уровень всей нашей литературы, ведь они тоже зажигались от звёзд первой величины, равнялись на них и оставили свой, пусть не сильно яркий, но свет на темном небосводе.

Вот, например, малоизвестный ныне поэт В.И.Майков написал о поэтическом творчестве так:

Всегда мне вкус один приятен,

Который важен, чист и внятен.

У А.Ахматовой по этому поводу другое мнение:

По мне, в стихах всё должно быть не кстати.

Не так, как у людей…

К.Дмитриев о том же говорит так:

Наверно льзя сказать, не делая обиды,

Ретивым господам, любимцам русских муз,

Что должен быть у них особливый вкус.

 Вот совсем уж позабытый Я.Княжнин, будучи солидарен с В.Майковым, иронизирует:

Но то и хорошо: одни лишь низки слоги

Понятны всякому, а кто равно, как боги,

Высоко говоря, на крылиях парит,

Тот должен не понять и сам, что говорит.

Вот так-то ободрит в свои влюбленный враки,

Быть думает орлом, а ползает, как раки.

Приведу и классиков. М.Ю.Лермонтов о неком поэте:

Слова без смысла, чувства нету,

Натянут каждый оборот,

Притом ― сказать, но по секрету? ―

И в рифмах часто недочёт.

Тем и отличается, очевидно, классик от остальных, что сумел в каких-то четырех строчках выразить основные огрехи предложенного ему стихотворения.

М.Ю.Лермонтов о том же, но в других стихах задаёт вопрос:

Когда же на Руси бесплодной,

Расставшись с ложной мишурой,

Мысль обретёт язык простой

И страсти голос благородный?

Но классику противоречит поэт В.Бенедиктов. Он, как и Ахматова, считает: 

Чтоб выразить таинственные муки,

Чтоб в сердце огнь в словах твоих возник,

Изобретай неведомые звуки,

Выдумывай неведомый язык.

У И.Анненского читаем совершенно противоположное:

Не глубиною манит стих,

Он лишь, как ребус, непонятен.

Ныне не особо жалуемый пролетарский поэт Д.Бедный опять же солидарен с И.Анненским:

Претит мне стих языколомный,

Невразумительный к тому ж.
Бывший в своё время «королем поэтов» И.Северянин возражает им обоим:

Мы живы острым и мгновенным.

Наш избалованный каприз

Быть ледяным и вдохновенным,

И что ни слово, то сюрприз.

Подведём же черту в этом споре цитатой из А.С.Пушкина ― солнца русской поэзии. Он сказал о стихах так:

Ума холодных наблюдений

И сердца горестных замет.

Я склонен более доверять А.С.Пушкину, а вы?

Другой вопрос, который интересовал меня: откуда приходит вдохновение, как рождаются стихи у разных поэтов, и можно ли, по их мнению, этому делу научиться?

К.Случевский говорит о рождении стиха следующее:

Не так ли в рухляди, под хламом,

Из перегноя и трухи

Растут и дышат фимиамом

Цветов прекрасные верхи.

То же самое говорит и А.Ахматова:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда…

Другие поэты, и их большинство, наоборот считают поэзию божьим даром, чем-то возвышенным и неземным. Г.Державин:

Поэзия не сумасбродство,

Но высший дар богов.

И.Дмитриев:

Я сам язык богов, поэзию, люблю.

Он же, в другом стихе:

Природа делает певца, а не ученье.

Он не уча учён, как придет в восхищенье.

Ф.Тютчев говорит о том же:

Иным достался от природы

Инстинкт пророческий слепой.

Они им чуют, слышат воды

И в тёмной глубине земной.

А у М.Цветаевой я нашёл только одну строчку ― афоризм:

Каждый стих ― дитя любви…

П.Вяземский, современник и друг А.Пушкина:

Внешний мир, мир подспудный,

Всё что есть —

Всё поэзии чудной

Благодатная весть.

Д.Веневитинов:

И редко, редко сердца жар

           Уста послушно выражают

В. Жуковский сказал ещё афористичнее:

Жизнь и поэзия - одно.

Наш современник Е.Евтушенко говорит о том же:

... И ненавижу я себя за власть

Чужою болью вскормленного слова.

С.Есенин говорит о себе как о пророке без всяких метафор:

Пускай бываю иногда я пьяным,

Зато в глазах моих прозрений дивный свет.

А что же «самые-самые»?

М. Лермонтов:

Он покупает неба звуки,

Он даром славы не берёт.

Он же:

Мой дом везде, где есть небесный свод,

Где только слышны звуки песен.

Всё, в чём есть искра жизни, в нём живёт,

Но для поэта он не тесен.

А.Пушкин сказал коротко и ясно:

Не продаётся вдохновенье,

Но можно рукопись продать.

Теперь приведем высказывания русских поэтов о поэтах и об их назначении.

У А.Блока читаем:

Там жили поэты — и каждый встречал

Другого надменной улыбкой.

Вполне современно и для нашего времени. Есть такая черта у поэтов, но, слава Богу, не у всех.

Вот В.Брюсов, обращаясь к молодым авторам, наставляет так:

Ныне даю тебе три завета.

Первый прими: не живи настоящим.

Только грядущее — область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему безразумно, бесцельно…

Как-то не хочется следовать его рекомендациям, тем более что большинство более значительных поэтов думают иначе. Вот М. Лермонтов:

Я рождён, чтоб целый мир был зритель

Торжества иль гибели моей.

    Так и случилось: и гибель, и торжество. Вообще М.Лермонтов за всю свою короткую жизнь несколько раз предсказывал себе гибель, причём в стихотворении «Сон» даже описал как это произойдет. Накаркал себе и «точку-пулю» в своём конце и В.Маяковский. О назначении же поэта высказывался так:

Как вы смеете называться поэтом

И серенький чирикать, как перепел!

Сегодня надо кастетом

Крошиться миру в черепе!

Или так:

Светить ― и никаких гвоздей.

Вот лозунг мой — и солнца.

Я.Полонский пишет о назначении поэта:

Писатель, если только он

Волна, а океан — Россия,

Не может быть не возмущён,

Когда возмущена стихия.

М.Волошин:

Искусство живо

Живою кровью принесённых жертв.

Патриарх русской поэзии Г.Державин ещё раньше А.Пушкина написал свой «Памятник», в котором есть такие слова:

Так! ― весь я не умру,

Но часть моя большая,

От тлена убежав,

По смерти станет жить.

Н.Некрасов:

Я лиру посвятил народу своему.

Заканчивая, хочу привести всем известные слова А.Пушкина:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век прославил я свободу,

И милость к падшим призывал.

И ещё такие:

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, Пророк, и виждь и внемли,

Исполнись  волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей!»

Ну что ж, вам делать выводы, господа поэты. И пусть рука сама потянется к перу, а перо к бумаге.

Категория: Александр Матусов | Добавил: NeXaker (09.05.2009) | Автор: Александр Матусов ©
Просмотров: 4833 | Рейтинг: 4.0/1

Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа


Рекомендуем прочесть!

Прочтите в первую
очередь!
(Админ рекомендует!)


Марина Калмыкова-Кулушева 

Павел Панов 

Николай Ганебных 

Сергей Беляев 

Владимир Зуев 

Тихон Скорбящий 

Сергей Симонов 

Михаил Минин 

Элла Аляутдинова 

Надежда Смирнова 




Объявления

Уважаемые авторы и читатели!
Ваши вопросы и пожелания
вы можете отправить редакции сайта
через Обратную связь
(форма № 1).
Чтобы открыть свою страницу
на нашем сайте, свяжитесь с нами
через Обратную связь
(форма № 2).
Если вы хотите купить нашу книгу,
свяжитесь с нами также
через Обратную связь
(форма № 3).



Случайный стих
Прочтите прямо сейчас

20 самых рейтинговых



Наши издания



Наш опрос
Опрос от журнала "Арт-Рестлинг": какое из нижеприведённых высказываний вам ближе?
Всего ответов: 34

Наша кнопка
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу.

Описание сайта



Мини-чат
Почта @litclub-phoenix.ru
Логин:
Пароль:

(что это)


Статистика

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сегодня на сайт заходили:
Ган
...а также незарегистрированные пользователи

Copyright ФЕНИКС © 2007 - 2018
Хостинг от uCoz