Все права на опубликованные произведения принадлежат их авторам. Нарушение авторских прав преследуется по Закону. Всю полноту ответственности за опубликованную на сайте информацию несут авторы.
Стихосложением я начал
заниматься в 1985 году. Мне было тогда сорок пять лет, что, конечно, несколько
поздновато, но времена рождения не выбирают. Что случилось — то и случилось. В
тот год умерла мама и произошли некоторые изменения в личной жизни. Всё это
потрясло меня до глубины душевной, что и вылилось в потребность писать стихи. В
те времена я увлекался собирательством книг и собрал приличную библиотеку, до
сего времени мною не прочитанную. Есть в ней и сборники стихов русских поэтов
от Анненского до Якубовича. Два года назад у меня возникла идея всё это
основательно проштудировать.
Самую суть поэзии я бы
выразил в краткой формуле: «Мысль, вооружённая гармонией». Как сказал В.
Маяковский, нужно из словесной руды, извлечь крупицу радия, то есть привести
строй слов и строк из хаоса в единственно возможный гармонический
порядок-строй. Причем надо сделать стихотворное произведение так, чтобы
прочитывалась мысль сочинителя, а форма не должна противоречить содержанию.
Что ж, посмотрим и послушаем,
что думают сами поэты о поэзии, о себе и о своем предназначении.
Вот что говорил
В.В.Маяковский о своих «стальных» современниках – собратьях по перу:
...в аплодисментах ревомые
ревмя
войдут в историю как накладные расходы
на сделанное нами двумя или тремя…
И то верно, что
классиков много быть не должно — не больше, чем пальцев на руках. Но и труд
оставшихся — все же не «накладные расходы». Благодаря им и был создан тот общий
уровень всей нашей литературы, ведь они тоже зажигались от звёзд первой
величины, равнялись на них и оставили свой, пусть не сильно яркий, но свет на
темном небосводе.
Вот, например,
малоизвестный ныне поэт В.И.Майков написал о поэтическом творчестве так:
Всегда мне вкус один приятен,
Который важен, чист и внятен.
У А.Ахматовой по этому поводу другое мнение:
По мне, в стихах всё должно быть не кстати.
Не так, как у людей…
К.Дмитриев о том же говорит так:
Наверно льзя сказать, не делая обиды,
Ретивым господам, любимцам русских муз,
Что должен быть у них особливый вкус.
Вот совсем уж позабытый Я.Княжнин, будучи
солидарен с В.Майковым, иронизирует:
Но то и хорошо: одни лишь низки слоги
Понятны всякому, а кто равно, как боги,
Высоко говоря, на крылиях парит,
Тот должен не понять и сам, что говорит.
Вот так-то ободрит в свои влюбленный враки,
Быть думает орлом, а ползает, как раки.
Приведу и классиков. М.Ю.Лермонтов о неком
поэте:
Слова без смысла, чувства нету,
Натянут каждый оборот,
Притом ― сказать, но по секрету? ―
И в рифмах часто недочёт.
Тем и отличается,
очевидно, классик от остальных, что сумел в каких-то четырех строчках выразить
основные огрехи предложенного ему стихотворения.
М.Ю.Лермонтов о том же, но в других стихах
задаёт вопрос:
Когда же на Руси бесплодной,
Расставшись с ложной мишурой,
Мысль обретёт язык простой
И страсти голос благородный?
Но классику
противоречит поэт В.Бенедиктов. Он, как и Ахматова, считает:
Чтоб выразить таинственные муки,
Чтоб в сердце огнь в словах твоих возник,
Изобретай неведомые звуки,
Выдумывай неведомый язык.
У И.Анненского читаем совершенно
противоположное:
Не глубиною манит стих,
Он лишь, как ребус, непонятен.
Ныне не особо жалуемый
пролетарский поэт Д.Бедный опять же солидарен с И.Анненским:
Претит мне стих языколомный,
Невразумительный
к тому ж. Бывший
в своё время «королем поэтов» И.Северянин возражает им обоим:
Мы живы острым и мгновенным.
Наш избалованный каприз
Быть ледяным и вдохновенным,
И что ни слово, то сюрприз.
Подведём же черту в
этом споре цитатой из А.С.Пушкина ― солнца русской поэзии. Он сказал о стихах
так:
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.
Я склонен более доверять А.С.Пушкину, а вы?
Другой вопрос, который
интересовал меня: откуда приходит вдохновение, как рождаются стихи у разных
поэтов, и можно ли, по их мнению, этому делу научиться?
К.Случевский говорит о рождении стиха
следующее:
Не так ли в рухляди, под хламом,
Из перегноя и трухи
Растут и дышат фимиамом
Цветов прекрасные верхи.
То же самое говорит и А.Ахматова:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда…
Другие поэты, и их
большинство, наоборот считают поэзию божьим даром, чем-то возвышенным и
неземным. Г.Державин:
Поэзия не сумасбродство,
Но высший дар богов.
И.Дмитриев:
Я сам язык богов, поэзию, люблю.
Он же, в другом стихе:
Природа делает певца, а не ученье.
Он не уча учён, как придет в восхищенье.
Ф.Тютчев говорит о том же:
Иным достался от природы
Инстинкт пророческий слепой.
Они им чуют, слышат воды
И в тёмной глубине земной.
А у М.Цветаевой я нашёл только одну строчку ―
афоризм:
Каждый
стих ― дитя любви…
П.Вяземский, современник и друг А.Пушкина:
Внешний мир, мир подспудный,
Всё что есть —
Всё поэзии чудной
Благодатная весть.
Д.Веневитинов:
И редко, редко сердца жар
Уста послушно выражают
В. Жуковский сказал ещё афористичнее:
Жизнь и
поэзия - одно.
Наш современник Е.Евтушенко говорит о том же:
... И ненавижу я себя за власть
Чужою болью вскормленного слова.
С.Есенин говорит о себе как о пророке без
всяких метафор:
Пускай бываю иногда я пьяным,
Зато в глазах моих прозрений дивный свет.
А что же «самые-самые»?
М. Лермонтов:
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берёт.
Он же:
Мой дом везде, где есть небесный свод,
Где только слышны звуки песен.
Всё, в чём есть искра жизни, в нём живёт,
Но для поэта он не тесен.
А.Пушкин сказал коротко и ясно:
Не продаётся вдохновенье,
Но можно рукопись продать.
Теперь приведем
высказывания русских поэтов о поэтах и об их назначении.
У А.Блока читаем:
Там жили поэты — и каждый встречал
Другого надменной улыбкой.
Вполне современно и
для нашего времени. Есть такая черта у поэтов, но, слава Богу, не у всех.
Вот В.Брюсов, обращаясь к молодым авторам,
наставляет так:
Ныне даю тебе три завета.
Первый прими: не живи настоящим.
Только грядущее — область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему безразумно, бесцельно…
Как-то не хочется
следовать его рекомендациям, тем более что большинство более значительных
поэтов думают иначе. Вот М. Лермонтов:
Я рождён, чтоб целый мир был зритель
Торжества иль гибели моей.
Так
и случилось: и гибель, и торжество. Вообще М.Лермонтов за всю свою короткую
жизнь несколько раз предсказывал себе гибель, причём в стихотворении «Сон» даже
описал как это произойдет. Накаркал себе и «точку-пулю» в своём конце и
В.Маяковский. О назначении же поэта высказывался так:
Как вы смеете называться поэтом
И серенький чирикать, как перепел!
Сегодня надо кастетом
Крошиться миру в черепе!
Или так:
Светить ― и никаких гвоздей.
Вот лозунг мой — и солнца.
Я.Полонский пишет о назначении поэта:
Писатель, если только он
Волна, а океан — Россия,
Не может быть не возмущён,
Когда возмущена стихия.
М.Волошин:
Искусство живо
Живою кровью принесённых жертв.
Патриарх русской поэзии
Г.Державин ещё раньше А.Пушкина написал свой «Памятник», в котором есть такие
слова:
Так! ― весь я не умру,
Но часть моя большая,
От тлена убежав,
По смерти станет жить.
Н.Некрасов:
Я лиру
посвятил народу своему.
Заканчивая, хочу привести всем известные слова
А.Пушкина:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век прославил я свободу,
И милость к падшим призывал.
И ещё такие:
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, Пророк, и виждь и внемли,
Исполнисьволею
моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей!»
Ну что ж, вам делать
выводы, господа поэты. И пусть рука сама потянется к перу, а перо к бумаге.
Уважаемые авторы и читатели! Ваши вопросы и пожелания вы можете отправить редакции сайта через Обратную связь (форма № 1). Чтобы открыть свою страницу на нашем сайте, свяжитесь с нами через Обратную связь (форма № 2). Если вы хотите купить нашу книгу, свяжитесь с нами также через Обратную связь (форма № 3).