Пятница, 22.11.2024, 09:47
Приветствую Вас Гость | RSS

  ФЕНИКС литературный клуб


Поиск
Случайное фото
Блоги







Полезные ссылки





Праздники сегодня и завтра

Права
Все права на опубликованные произведения принадлежат их авторам. Нарушение авторских прав преследуется по Закону. Всю полноту ответственности за опубликованную на сайте информацию несут авторы.

Стихи и проза

Главная » Стихи и проза » Наш мемориал » Александр Матусов
Александр Матусов

РУССКИЕ ПОЭТЫ О ПОЭЗИИ И О НАЗНАЧЕНИИ ПОЭТА


              Александр Матусов

РУССКИЕ ПОЭТЫ О ПОЭЗИИ

И О НАЗНАЧЕНИИ ПОЭТА

 

Стихосложением я начал заниматься в 1985 году. Мне было тогда сорок пять лет, что, конечно, несколько поздновато, но времена рождения не выбирают. Что случилось — то и случилось. В тот год умерла мама и произошли некоторые изменения в личной жизни. Всё это потрясло меня до глубины душевной, что и вылилось в потребность писать стихи. В те времена я увлекался собирательством книг и собрал приличную библиотеку, до сего времени мною не прочитанную. Есть в ней и сборники стихов русских поэтов от Анненского до Якубовича. Два года назад у меня возникла идея всё это основательно проштудировать.

Самую суть поэзии я бы выразил в краткой формуле: «Мысль, вооружённая гармонией». Как сказал В. Маяковский, нужно из словесной руды, извлечь крупицу радия, то есть привести строй слов и строк из хаоса в единственно возможный гармонический порядок-строй. Причем надо сделать стихотворное произведение так, чтобы прочитывалась мысль сочинителя, а форма не должна противоречить содержанию.

Что ж, посмотрим и послушаем, что думают сами поэты о поэзии, о себе и о своем предназначении.

Вот что говорил В.В.Маяковский о своих «стальных» современниках – собратьях по перу:

 ...в аплодисментах ревомые ревмя

войдут в историю как накладные расходы

на сделанное нами двумя или тремя…

И то верно, что классиков много быть не должно — не больше, чем пальцев на руках. Но и труд оставшихся — все же не «накладные расходы». Благодаря им и был создан тот общий уровень всей нашей литературы, ведь они тоже зажигались от звёзд первой величины, равнялись на них и оставили свой, пусть не сильно яркий, но свет на темном небосводе.

Вот, например, малоизвестный ныне поэт В.И.Майков написал о поэтическом творчестве так:

Всегда мне вкус один приятен,

Который важен, чист и внятен.

У А.Ахматовой по этому поводу другое мнение:

По мне, в стихах всё должно быть не кстати.

Не так, как у людей…

К.Дмитриев о том же говорит так:

Наверно льзя сказать, не делая обиды,

Ретивым господам, любимцам русских муз,

Что должен быть у них особливый вкус.

 Вот совсем уж позабытый Я.Княжнин, будучи солидарен с В.Майковым, иронизирует:

Но то и хорошо: одни лишь низки слоги

Понятны всякому, а кто равно, как боги,

Высоко говоря, на крылиях парит,

Тот должен не понять и сам, что говорит.

Вот так-то ободрит в свои влюбленный враки,

Быть думает орлом, а ползает, как раки.

Приведу и классиков. М.Ю.Лермонтов о неком поэте:

Слова без смысла, чувства нету,

Натянут каждый оборот,

Притом ― сказать, но по секрету? ―

И в рифмах часто недочёт.

Тем и отличается, очевидно, классик от остальных, что сумел в каких-то четырех строчках выразить основные огрехи предложенного ему стихотворения.

М.Ю.Лермонтов о том же, но в других стихах задаёт вопрос:

Когда же на Руси бесплодной,

Расставшись с ложной мишурой,

Мысль обретёт язык простой

И страсти голос благородный?

Но классику противоречит поэт В.Бенедиктов. Он, как и Ахматова, считает: 

Чтоб выразить таинственные муки,

Чтоб в сердце огнь в словах твоих возник,

Изобретай неведомые звуки,

Выдумывай неведомый язык.

У И.Анненского читаем совершенно противоположное:

Не глубиною манит стих,

Он лишь, как ребус, непонятен.

Ныне не особо жалуемый пролетарский поэт Д.Бедный опять же солидарен с И.Анненским:

Претит мне стих языколомный,

Невразумительный к тому ж.
Бывший в своё время «королем поэтов» И.Северянин возражает им обоим:

Мы живы острым и мгновенным.

Наш избалованный каприз

Быть ледяным и вдохновенным,

И что ни слово, то сюрприз.

Подведём же черту в этом споре цитатой из А.С.Пушкина ― солнца русской поэзии. Он сказал о стихах так:

Ума холодных наблюдений

И сердца горестных замет.

Я склонен более доверять А.С.Пушкину, а вы?

Другой вопрос, который интересовал меня: откуда приходит вдохновение, как рождаются стихи у разных поэтов, и можно ли, по их мнению, этому делу научиться?

К.Случевский говорит о рождении стиха следующее:

Не так ли в рухляди, под хламом,

Из перегноя и трухи

Растут и дышат фимиамом

Цветов прекрасные верхи.

То же самое говорит и А.Ахматова:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда…

Другие поэты, и их большинство, наоборот считают поэзию божьим даром, чем-то возвышенным и неземным. Г.Державин:

Поэзия не сумасбродство,

Но высший дар богов.

И.Дмитриев:

Я сам язык богов, поэзию, люблю.

Он же, в другом стихе:

Природа делает певца, а не ученье.

Он не уча учён, как придет в восхищенье.

Ф.Тютчев говорит о том же:

Иным достался от природы

Инстинкт пророческий слепой.

Они им чуют, слышат воды

И в тёмной глубине земной.

А у М.Цветаевой я нашёл только одну строчку ― афоризм:

Каждый стих ― дитя любви…

П.Вяземский, современник и друг А.Пушкина:

Внешний мир, мир подспудный,

Всё что есть —

Всё поэзии чудной

Благодатная весть.

Д.Веневитинов:

И редко, редко сердца жар

           Уста послушно выражают

В. Жуковский сказал ещё афористичнее:

Жизнь и поэзия - одно.

Наш современник Е.Евтушенко говорит о том же:

... И ненавижу я себя за власть

Чужою болью вскормленного слова.

С.Есенин говорит о себе как о пророке без всяких метафор:

Пускай бываю иногда я пьяным,

Зато в глазах моих прозрений дивный свет.

А что же «самые-самые»?

М. Лермонтов:

Он покупает неба звуки,

Он даром славы не берёт.

Он же:

Мой дом везде, где есть небесный свод,

Где только слышны звуки песен.

Всё, в чём есть искра жизни, в нём живёт,

Но для поэта он не тесен.

А.Пушкин сказал коротко и ясно:

Не продаётся вдохновенье,

Но можно рукопись продать.

Теперь приведем высказывания русских поэтов о поэтах и об их назначении.

У А.Блока читаем:

Там жили поэты — и каждый встречал

Другого надменной улыбкой.

Вполне современно и для нашего времени. Есть такая черта у поэтов, но, слава Богу, не у всех.

Вот В.Брюсов, обращаясь к молодым авторам, наставляет так:

Ныне даю тебе три завета.

Первый прими: не живи настоящим.

Только грядущее — область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему безразумно, бесцельно…

Как-то не хочется следовать его рекомендациям, тем более что большинство более значительных поэтов думают иначе. Вот М. Лермонтов:

Я рождён, чтоб целый мир был зритель

Торжества иль гибели моей.

    Так и случилось: и гибель, и торжество. Вообще М.Лермонтов за всю свою короткую жизнь несколько раз предсказывал себе гибель, причём в стихотворении «Сон» даже описал как это произойдет. Накаркал себе и «точку-пулю» в своём конце и В.Маяковский. О назначении же поэта высказывался так:

Как вы смеете называться поэтом

И серенький чирикать, как перепел!

Сегодня надо кастетом

Крошиться миру в черепе!

Или так:

Светить ― и никаких гвоздей.

Вот лозунг мой — и солнца.

Я.Полонский пишет о назначении поэта:

Писатель, если только он

Волна, а океан — Россия,

Не может быть не возмущён,

Когда возмущена стихия.

М.Волошин:

Искусство живо

Живою кровью принесённых жертв.

Патриарх русской поэзии Г.Державин ещё раньше А.Пушкина написал свой «Памятник», в котором есть такие слова:

Так! ― весь я не умру,

Но часть моя большая,

От тлена убежав,

По смерти станет жить.

Н.Некрасов:

Я лиру посвятил народу своему.

Заканчивая, хочу привести всем известные слова А.Пушкина:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век прославил я свободу,

И милость к падшим призывал.

И ещё такие:

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, Пророк, и виждь и внемли,

Исполнись  волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей!»

Ну что ж, вам делать выводы, господа поэты. И пусть рука сама потянется к перу, а перо к бумаге.

Категория: Александр Матусов | Добавил: NeXaker (09.05.2009) | Автор: Александр Матусов ©
Просмотров: 7257 | Рейтинг: 4.0/1

Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа


Рекомендуем прочесть!

Прочтите в первую
очередь!
(Админ рекомендует!)


Николай Ганебных

Алексей Еранцев

Владимир Андреев

Павел Панов

Елена Игнатова

Дмитрий Кочетков

Надежда Смирнова

Евгения Кузеванова

Тихон Скорбящий

Наталия Никитина





Объявления

Уважаемые авторы и читатели!
Ваши вопросы и пожелания
вы можете отправить редакции сайта
через Обратную связь
(форма № 1).
Чтобы открыть свою страницу
на нашем сайте, свяжитесь с нами
через Обратную связь
(форма № 2).
Если вы хотите купить нашу книгу,
свяжитесь с нами также
через Обратную связь
(форма № 3).



Случайный стих
Прочтите прямо сейчас

20 самых читаемых



Наши издания



Наш опрос
В каком возрасте Вы начали писать стихи?
Всего ответов: 115

Наша кнопка
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу.

Описание сайта



Мини-чат
Почта @litclub-phoenix.ru
Логин:
Пароль:

(что это)


Статистика

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0

Сегодня на сайт заходили:

...а также незарегистрированные пользователи

Copyright ФЕНИКС © 2007 - 2024
Хостинг от uCoz