На этом мы заканчиваем обзор XVIII века и плавно переходим к XIX - му . В этом веке количество поэтов , как и всё население Империи , резко увеличивается , и первая треть XIX века названа даже « Золотым веком » нашей поэзии . Россия окончательно выбирает индустриальный путь развития , только на Урале за 30 с небольшим лет в конце XVIII века построено было 180 заводов , при этом выплавка чугуна к концу века удвоилась . Но страна всё ещё оставалась крестьянской , даже на новых заводах работали как мастеровые , так и « приписные » к ним крестьяне . Их численность доходила до половины работников , но выполняли они в основном подсобные работы по добыче руды , производству древесного угля , транспортно - погрузочные работы , рубили лес и т . п . В северных и восточных областях страны крепостного ярма не было , а крестьяне « сидели » на государственных землях , но платили за неё подати в несколько раз больше , чем крепостные . Заработки же на заводах у подсобных рабочих были низкие . В книке « Каменск - Уральсктй », изданной в 1974 году , читаем : « На Каменском Казённом заводе в 1863 году мастеровые , имевшие ранее сенокосные участки , получали их в пользование за поземельную оброчную плату , но не более одной десятины на ревизскую душу . Сельские работники получали в среднем три десятины на душу . Кроме того надо было платить за рубку леса и ловлю рыбы в казённых угодьях ».
В той же книге сказано , что рабочий день доходил до 12-14 часов , а заработок в 20- х годах XIX века у рабочих в день составлял от 10 до 20 копеек .
Но вернёмся к нашей теме и начнём XIX век с « Солнца русской поэзии » А . С . Пушкина :
Увы!
куда ни брошу взор —
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы;
Везде неправедная Власть…
---------------------------------
Самовластительный Злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Можно сказать , что почти по Радищеву, и название стихотворение такое же – « Вольность ».
В стихотворении « Деревня » Пушкин описывает быт и нравы помещичьей крестьянской России своего времени :
Здесь Барство дикое, без чувства, без Закона
Присвоило
себе насильственной лозой
И
труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь
на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь
Рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого Владельца.
Здесь
тягостный ярем до гроба все влекут …
А вот уже в другом стихе :
Паситесь,
мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
Ещё о русском народе :
Молчи,
бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий …
Как будто пишет другой человек , помещик - крепостник , потому что в стихотворении , посвящённом очередной лицейской годовщине читаем уже совсем другое , верноподданическое :
Ура ,
наш царь !
так ! выпьем за
царя .
Он человек ! им
властвует мгновенье .
Он раб
молвы , сомнений и
страстей ;
Простим ему
неправое гоненье …
Он же , уже в прозе : « Взгляните на русского крестьянина , есть ли тень рабского унижения в его поступи и речи ? О его смелости и смышлёности и говорить нечего . Переимчивость его известна , проворство и ловкость удивительны …» Воистину – это « Наше ВСЁ », которое В . М . Ленин впоследствии назвал нехорошими словами в адрес русской интеллигенции , которую впоследствии называл « гнилым либерализмом » Салтыков - Щедрин , символом беспринципности и попустительства .