ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ЛЁТЧИКА САМОЛЁТА ИЛ-2
Прошло уже семь лет с тех пор как я написал в одной из местных газет небольшой рассказ о лётчике ,командире легендарной «пешки» ,так называли в армии самолёт Пе-2 , орденоносце Георгие Калашникове, с которым находился в одном отделении больницы города Каменск-Уральского.Статья называлась «Воздушный бой» . Гергий Калашников умер в реанимации этой же больницы спустя два месяца, так и не прочитав напечатанный в газете рассказ о его подвиге....Так случилоь, что в это же время в этом же отделении находился на лечении другой лётчик,- Нефёдов Анатолий Павлович, что само по себе в то время было настоящим чудом: два лётчика ,65 лет после войны оказались в одно время в одном месте. К сожалению, я мало уделил времени второму лётчику.Я даже не знаю жив ли он теперь.Всё-таки прошло семь лет.Недавно перебирая старые бумаги, дабы избавиться от ненужного, нашёл отрывочные записи о лётчике Нефёдове. Привожу то немногое, что сохранилось у меня в черновиках о втором лётчике. Он учился лётному делу в Семипалатинском аэроклубе, затем Саратовское военно-авиационное училище,которое в 1941 году расформировали и отправили под Оренбург , посёлок Чебеньки.. Летал на самолётах У-2, Р-5 Под г. Куйбышевом при помощи наших заключённых в короткое время построили завод по производству ИЛ-2 , который называли ещё «летающий танк».Он имел на вооружении 2 пушки и 2 пулемёта, 8 неуправляемых ракетных снарядов(НУРС,под каждым крылом по 4 шт).,бомбовая нагрузка общим весом 500кг.Штурмовик мог летать на бреющем полёте на высоте 10-15 м.Имел хорошую броневую защиту экипажа.Первое время самолёт выпускали без стрелка -радиста, но в 1943 из-за больших потерь незащищённого сзади ИЛ-2 ,стали за кабиной лётчика делать вторую кабину для стрелка-радиста. Самолёт Ил-2 выпускался массовым тиражом, более чем другие самолёты Великой Отечественной войны .За годы войны выпустили 36-40 тыс. штук.(по разным источникам) Надо сказать, что самолёты выпускались без должной доработки и положенных лётных испытаний , на скорую руку, в результате чего до одной трети из общего числа разбивались ,не вступая в бой,не долетали до линии фронта или во время пробных полётов.Но Главнокомандующий И.В.Сталин продолжал гнать количество в ущерб качеству,потому что фронту нужны были эти самолёты ,которые вдохновляли бойцов Красной Армии перед атакой мощной огневой
поддержкой с воздуха, поражая танки,огневые точки противника и пехоту. Но и сам самолёт не был рассчитан на долговременное использование. Практически несколько десятков боевых вылетов,и самолёт выходил из строя : или по причине технической неисправности, или его сбивали немцы..Из рассказа Нефёдова : «на войне я участвовал всего менее двух месяцев.
А в боях и того меньше — всего пять вылетов.Один раз в самолёт попал снаряд, разбив часть крыла и шасси, лётчику с трудом удалось приземлиться на промежуточном аэродроме.Получил новый самолёт.Должен был перегнать его на западный фронт, под Смоленск.Но через пять минут полёта начались проблемы с масляным насосом.Горячее масло пошло через отверстие в патрубке двигателя прямо в кабину пилота.Пришлось посадить самолёт прямо на краю заводского аэродрома в сугроб, что спасло жизнь,
но сильно повредило винт. Пришлось снова менять самолёт, благо завод находился рядом. Последний вылет совершил 8 июля 1943 года.Эскадрилья ИЛ-2 из 12 самолётов атаковало немецкие позиции на малой высоте. . Немецкий снаряд угодил прямо в мотор Ил-2. В самолёте находился и стрелок-радист. Я успел покинуть падающий самолёт, радист — не успел.Но приземлился я прямо на вражеские позиции и был взят немцами в плен.»
Далее, - лётчик продолжал- « Повели меня немцы мимо моего упавшего самолёта, даже показали зенитчика, который сбил самолёт.Самолёт лежал на боку ,винт превратился в кривой обрубок, из мотора шёл дым и пламя Мёртвый .стрелок-радист лежал рядом с самолётом без ног. Потом плен: сперва в Днепродзержинске в лагере для военнопленных,
2721 , потом Польша г. Лодзь,далее вывезли на территорию Германии г.Регенсбург, потом Дрезден, после чего был освобождён в апреле 1945 г. солдатами Красной Армией маршала И.С.Конева..
Отсидел в сталинских лагерях, как «изменник родины» Реабилитирован после смерти И.Сталина, признан участником Великой Отечественной войны со всеми полагающимися по законодательству денежными надбавками к «военной» пенсии.Вот ,пожалуй, и всё что я нашёл в черновиках про этого «неудачного» лётчика. Нефедова. Он прошёл плен ,фашистские и сталинские лагеря, дожил до наших дней , его наградили Орденом Отечественной войны 2 степени, как это делали после соответствующего указа в 1985 г. к юбилейной годовщине окончания ВОВ всем фронтовикам живущим к тому времени в СССР. После 2010 года я почти каждый год проходил курс лечения в этой больнице,но не только лётчиков, но даже участников ВОВ уже больше не встречал.
О ШТУРМОВИКЕ ИЛ-2
(по материалам Интернета)
За все время Великой Отечественной войны наша армия потеряла больше 23 тысяч самолетов-штурмовиков и свыше 7,8 тысяч лётчиков. Следует отметить тот факт, что 12 тысяч самолетов было потеряно не в боевых условиях. Что касается Илов, то статистика говорит, что каждый 53-й вылет был последним для штурмовика. Что касается выживаемости, следует отметить тот факт, что среди всех видов боевых самолетов штурмовики погибали чаще всех, несмотря на то, что они имели отличную броню и мощное вооружение. Хотя Ил-2 и называют летающим танком, но бронекорпус надежно защищал только от пуль калибра 7,62 мм. Зенитные снаряды легко пробивали его. Хвост штурмовика был выполнен из дерева и легко мог быть срезан удачной пулеметной очередью.Ил-2 был довольно легок в управлении, но маневренность его оставляла желать лучшего. Поэтому он не мог рассчитывать на пассивную оборону при столкновении с вражеским истребителем. Кроме того, обзор из кабины пилота был неудовлетворительным (особенно назад), зачастую летчик просто не видел приближения врага. Основной причиной потерь от зенитного огня была сравнительно невысокая скорость самолета и небольшой потолок машины. Поэтому Ил-2 практически всегда находился в зоне поражения ПВО противника. Еще одной серьезной проблемой начального периода войны было низкое качество штурмовиков Ил-2. Первая партия рабочих и оборудования Воронежского авиазавода прибыла в Куйбышев 19 ноября. В абсолютно жутких условиях, работая в две смены по 12 часов, в мороз, доходивший иногда до 40 градусов, в недостроенных цехах началось серийное производство штурмовиков. Не было воды, канализации, остро не хватало продовольствия. Современному человеку трудно даже представить себе такое. К тому же только 8% рабочих составляли мужчины, остальные – это женщины и дети.Неудивительно, что качество первых машин было крайне низким. Самолеты были просто непохожи один на другой. Прибыв в строевые части, они предварительно подвергались доработке (а часто и ремонту) и только потом облету. Однако серийное производство было запущено в кратчайшие сроки. Руководителей авиазаводов на тот момент больше интересовало количество самолетов, чем их качество.Большое значение имело отсутствие до середины войны радиостанций на штурмовиках (не лучше дело обстояло и на других типах советских самолетов). Ситуация начала улучшаться только в конце 1943 года. Всего за годы войны было потеряно 23,6 тыс. штурмовиков Ил-2. Удивляет огромный процент небоевых потерь: только 12,4 тыс. самолетов Ил-2 были сбиты противником. Это еще раз доказывает общий уровень подготовки летного состава штурмовой авиации.Если в начале войны количество штурмовиков к общему числу самолетов фронтовой авиации РККА составляло всего 0,2%, то к осени следующего года оно увеличилось до 31%. Такое соотношение сохранялось до самого конца войны.Пилоты Ил-2 погибали значительно чаще, чем летчики-истребители или пилоты бомбардировочной авиации. За 10 успешных вылетов на Ил-2 штурмовике (есть информация, что за 30) в начале войны летчику давали звание Героя Советского Союза.
Ил-2 Штурмовик основные характеристики:
-
Модификация Ил-2
-
Размах крыла, м 14.60
-
Длина, м 11.60
-
Высота, м 4.17
-
Площадь крыла, м2 38.50
Масса, кг
-
пустого самолета 4525
-
нормальная взлетная 6060
Тип двигателя:
Мощность, л.с.
-
номинальная 1 х 1575
-
взлеьная 1 х 1665
Максимальная скорость , км/ч
-
у земли 370
-
на высоте 411
Практическая дальность, км 685
-
Скороподъемность, м/мин 417
-
Практический потолок, м 6000
Вооружение Ил-2 Штурмовик:
-
две 20-мм пушки ШВАК (по 210 снарядов на ствол)
-
два 7.62-мм пулемета ШКАС (по 750 патронов на пулемет)
-
один 12.7-мм УБТ для стрельбы назад (280 патронов)
-
8 РО-82 и 400 кг бомб (в перегрузку 600 кг).
Самолет Ил-2, наряду с танком Т-34 и «Катюшой», стал одним из символов Великой Отечественной войны и победы в ней. А по какой причине это произошло? Почему именно Ил-2? Постараемся разобраться. Прежде всего, самолет Ил-2 получился исключительно эффективной боевой единицей, а именно – штурмовиком. Штурмовик также имеет и другое название – самолет непосредственной поддержки войск, что объясняет его боевую задачу Если тактические бомбардировщики (например Пе-2) имеют своей целью объекты, разного значения и отдаленности от фронта, стратегическая авиация (например Пе-8) – атака стратегических объектов страны в глубине ее территории, то Ил-2 должен участвовать в атаках наземных войск, поддерживать их, буквально «утюжить» боевые порядки противника в процессе боя, перед боем и после него. Фактически это летающая артиллерия. Требования к самолетам подобного класса довольно своеобразны. Основными являются: высокая огневая мощь, возможность точечного поражения наземных целей и повышенная живучесть самолета. Ил-2 обладал всеми этими качествами, поэтому он и стал легендой, которая при появлении над полем боя вызывала резкий подъем боевого духа у красноармейцев и панический ужас у немецких солдат.
Матусов А.С.22 апреля 2017 г. |