Судак. В Судаке в гостеприимном доме Аделаиды Герцык побывали многие известные писатели и поэты, философы – М. Волошин, сестры Цветаевы, В. Иванов, Н Бердяев и ряд других.
Был здесь и поэт Осип Мандельштам, впоследствии написавший:
Туда душа моя стремится,
За мыс туманный Меганом…
А вот как описывает судакские курортные нравы С. Елпатьевский в своих «Крымских очерках» (1913 г.): «В нынешнем году на пляже вырос суровый столб с двумя дощечками, где обозначено: «Мужчинам», «Женщинам». Но столб – более мысленная линия, чем реальное разделение овец и козлищ, так как обе группы на таком малом расстоянии, что могут созерцать друг друга, совершенно не вооружая свои глаза, а проходящие по пляжу путники и путницы должны усиленно рассматривать далекие горы, чтобы не видеть совсем близкие, распростертые на песке, на простынях и ковриках, лишенные всяких покровов мужские и женские тела».
Коктебель. Этот поселок в юго-восточном Крыму знаменит Домом-музеем М. А. Волошина. В Коктебеле всё неотделимо от имени Волошина, известного поэта, публициста, художника и большого оригинала. Он оставил нам немало очень точных и художественно безукоризненных описаний различных уголков Крыма, как в стихах, так и в прозе.
Благодаря усилиям Волошина, обаянию его личности глухое селение стало одним из духовных и культурных центров Крыма. Коктебель и поныне как магнитом притягивает творческих людей.
Волошин с 1917 г. жил здесь постоянно. Его гостями были люди, которые составляли цвет русской литературы и искусства начала XX в. – А. Толстой, Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Грин, М. Булгаков, В. Брюсов, М. Горький, В.Вересаев, И. Эренбург, М. Зощенко, К. Чуковский и множество других знаменитостей. М. Цветаева здесь познакомилась со своим будущим мужем – С. Эфроном.
В доме Волошина, кроме музея, расположен по его завещанию и Дом творчества писателей. Они тут отдыхали и работали. Например, здесь в Коктебеле писал свой знаменитый роман «Остров Крым» В. Аксенов. Дом поэта с его особой интеллектуальной и духовной атмосферой сыграл большую роль в становлении новых поколений писателей и поэтов.
Несколько строчек из Волошина.
«Ни в одной стране Европы не встретить такого количества пейзажей, разнообразных по духу и по стилю и так тесно сосредоточенных на малом пространстве земли, как в Крыму...».
«Сюда от избытка переливались отдельные струи человеческих потоков, замирали в тихой и безвыходной гавани, осаждали свой ил на мелкое дно, ложились друг на друга слоями, а потом органически смешивались.
Киммерийцы, тавры, скифы, сарматы, печенеги, хазары, половцы, татары, славяне… – вот аллювий Дикого Поля.
Греки, армяне, римляне, венецианцы, генуэзцы – вот торговые и культурные дрожжи Понта Эвксинского».
М. Волошин о Крыме
Множество литераторов отдали должное красоте Кара-Дага.
Вот К. Паустовский: «...В сотый раз я пожалел, что не родился художником. Надо было в красках передать эту геологическую поэму. В тысячный раз я почувствовал вялость человеческой речи».
А вот снова Волошин:
Как рухнувший готический собор,
Торчащий непокорными зубцами,
Как сказочный базальтовый костер,
Широко вздувший каменное пламя,
Из сизой мглы над морем вдалеке
Встает стена... Но сказ о Кара-Даге
Не выцветить ни кистью на бумаге,
Не высловить на скудном языке...
Коктебель и весь юго-восточный Крым (Волошин называл его Киммерией) – удивительный край, с неброской красотой, особой прелестью и очарованием. И со своими загадками. До сих живет легенда о морском змее, обитающем у здешних берегов. В 1921 г. в феодосийской газете была напечатана статья, в которой говорилось, что в море под Кара-Дагом появился «огромный гад». Для поимки морского змея была отправлена рота красноармейцев. Когда солдаты прибыли в Коктебель, то змея они не обнаружили, а увидели лишь след на песке от уползшего в море чудовища. М. Волошин отправил вырезку «о гаде» М. Булгакову. Возможно, она подтолкнула писателя к созданию повести «Роковые яйца»
Феодосия. Этот город навсегда связан с именем А. Грина, здесь открыт литературно-мемориальный музей А. С. Грина. В Феодосии он жил с 1924-го по 1930-й год. Здесь им написано 4 романа и более 30 рассказов. Среди них романы «Золотая цепь», «Бегущая по волнам», «Дорога в никуда».
Музей замечательного писателя-романтика открыт в небольшом доме с необычным внутренним убранством, стилизованным под старинный парусный корабль. Посетители музея словно совершают увлекательное путешествие по воображаемой стране, рожденной фантазией Грина. А. Цветаева так писала о музее Грина: «Музей парусников и шхун, где из угла выступает нос корабля, где живут морские фонари и канаты, и подзорные трубы, унося с собой посетителей в карту Гринландии с новыми мысами и проливами, с городами Гель-Гью, Лисс, Зурбаган...» И, конечно, есть тут модель корабля с алыми парусами.
Есть в Феодосии и музей сестер Цветаевых – дань памяти великой русской поэтессе Марине Цветаевой и её сестре – довольно известной писательнице Анастасии. Музей рассказывает о периоде 1913–1914 гг., когда Марина и Ася несколько месяцев жили в Феодосии, в этом доме, – может быть, самых счастливых месяцев в трагической биографии Марины Цветаевой. В это время с ней были любимый муж и маленькая дочь. Горожане восторженно принимали её стихи на литературных вечерах.
Старый Крым. Скромный городок занимает заметное место на литературной карте Крыма. Здесь есть литературно-художественный музей, где можно узнать о многих известных писателях и поэтах, судьба которых так или иначе была связана со Старым Крымом. На городском кладбище покоится поэтесса Ю. Друнина, трагически ушедшая из жизни в 1991 г. Ее могила рядом с могилой мужа – А. Каплера, писателя и киносценариста, популярного ведущего «Кинопанорамы» в 60-е годы. Оба очень любили эти места.
В Старом Крыму долго жил известный поэт-футурист и переводчик Григорий Петников, здесь он и похоронен. В городе часто бывали М. Богданович, сестры М. и А. Цветаевы, М. Волошин, Б. Чичибабин, многие другие поэты и писатели. Подолгу жил тут К. Паустовский и теперь здесь открыт Музей Паустовского, который так писал об этих краях: «Восточный Крым ... это ... особая замкнутая страна, непохожая на все остальные части Крыма...».
Старый Крым – место паломничества для многих почитателей творчества Александра Грина. В Старом Крыму он провел последние два года жизни. Могила писателя со скромным памятником, который венчает бегущая по волнам девушка, – на городском кладбище. А в доме, где он нашел последний приют, сейчас открыт мемориальный Дом-музей А. С. Грина. Здесь собрано всё, что относится к старокрымскому периоду жизни замечательного писателя-романтика.
Куры, яблони, белые хаты –
Старый Крым на деревню похож.
Неужели он звался Солхатом
И ввергал неприятеля в дрожь?
Ю. Друнина о Старом Крыме
Керчь. Здесь в разное время побывали такие литераторы как: А. С. Пушкин, А. П. Чехов, В. Г. Короленко, В. В. Маяковский, И. Северянин, М. А. Волошин, В. П. Аксёнов, В. Н. Войнович. Но в русскую литературу город вошел, прежде всего, повестью Л. Кассиля о юном герое-керчанине В. Дубинине «Улица младшего сына». А также повестью А. Каплера «Двое из двадцати миллионов», экранизированой в 1986 г. — «Сошедшие с небес».
В Керчи родился Святитель Лука, В. Ф. Войно-Ясенецкий, бывший архиепископ Симферопольский и Крымский, доктор медицины, профессор, лауреату Государственной премии СССР и…бывший политзаключенный (11 лет лагерей).
Поразительные его строки:
«Чистые идеи коммунизма и социализма, близкие к Евангельскому учению, мне были всегда родственными и дорогими; но методов революционного действия я, как христианин, никогда не разделял, а революция ужаснула меня жестокостью этих методов. Однако я давно примирился с нею, и мне весьма дороги её колоссальные достижения; особенно это относится к огромному подъёму науки и здравоохранения, к мирной внешней политике Советской власти и к мощи Красной Армии, охранительницы мира. Из всех систем государственного устройства Советский строй я считаю, без всякого сомнения, совершеннейшим и справедливым».
На этом наше литературное путешествие заканчивается. Завершить его хотелось бы цитатой из книги «По Крыму пешком» вашего покорного слуги:
«Настоящее знакомство с Крымом, сознательное и вдумчивое, интимное, если хотите, происходит не торопясь, в тишине, наедине с природой. Только там, в полной мере можно оценить одухотворенную красоту Крымских гор. Искупаться в горной реке с ледяной водой. Провести день в маленькой бухте посреди каменного хаоса на безлюдном морском побережье. Почувствовать прелесть миниатюрного водопадика, случайно обнаруженного в лесу. Ощутить обаяние маленького симпатичного каньона, затерянного среди лесной чащи. Вдохнуть горьковатый запах трав на яйле. Разглядеть какие-то детали построек покинутого «пещерного» города. Побывать в храме, который вырублен в обломке скалы на заре христианства. Потрогать рукой древний менгир, которому несколько тысяч лет, почувствовать его целительную вибрацию. Осознать связь времен в заброшенном античном городище… Словом, увидеть все то, что вы никогда не увидите из окна автобуса или автомобиля. Почувствовать, увидеть и понять это, можно лишь путешествуя пешком».
И ещё.
“…Каждый, кто побывал в Крыму, уносит с собой после расставания с ним сожаление и лёгкую печаль… и надежду ещё раз увидеть эту “полуденную землю”.
Константина Паустовский
Спасибо за внимание.
_______________________________________________________________________________
И так было во все времена. Попав в Крым, многие новые его жители оседали здесь, воспринимали культуру предыдущих обитателей и развивали свою, становясь частью крымского этнического конгломерата. Вот наблюдения С. Елпатьевского из книги «Крымские очерки» 1913 г.: «Не немцы, армяне и русские вносят свою культуру в Отузы, а они сами… принимают отузскую манеру жизни. Бросают чай, переходят к кофе, отказываются от щей и гречневой каши и приемлют катыки и «помадоры», каурму, и масаку, и чебуреки, и все бесконечные манеры… использования барашка. …И если пьют, то переходят от водки к вину…».
Может быть, историческое предназначение Крыма в том и заключается, чтобы сквозь время связывать разные народы, культуры, государства и цивилизации? Быть тем местом, где разрабатывается опыт совместного проживания? У многих уже есть такое понимание. Вот, например, строки из стихотворения современной крымской поэтессы Ольги Голубевой:
...Мой смуглолицый, синеглазый Крым,
Мы собраны под парусом твоим,
Вскормленные степною кобылицей,
Мы пили воду из одной криницы,
Вернемся к чистым помыслам былым...
Мой смуглолицый, синеглазый Крым,
Блуждающий ранимый пилигрим,
Ведет тебя негаснущее слово
Гаспринского, Мицкевича, Толстого
Навстречу вечным истинам простым...
Санкт-Петербургское землячество Крыма
http://spbark.livejournal.com/34127.htmlhttp:// |