Версия для слабовидящих
Суббота, 05.07.2025, 22:16
Приветствую Вас Гость | RSS

  ФЕНИКС литературный клуб


Поиск
Случайное фото
Блоги







Полезные ссылки





Права
Все права на опубликованные произведения принадлежат их авторам. Нарушение авторских прав преследуется по Закону. Всю полноту ответственности за опубликованную на сайте информацию несут авторы.

Стихи и проза

Главная » Стихи и проза » Наш мемориал » Александр Матусов
Александр Матусов

САМОВОЛОЧКА

 

 

С А М О В О Л О Ч К А

 

 

 

После прохождения Курса молодого бойца в Карелии на аэродроме Челна нас ,призванных летом 1961 года, отправили

в посёлок Африканда, где в то время действовал военный аэродром 431 АИП. Группу прибывших «молодых» разместили в трёхэтажной казарме вместе со «стариками» .

Солдаты были распределены между тремя эскадрильями

полка для ознакомления с боевой техникой и воинскими обя-

занностями .Самолёты были истребители: Миг15 ,Миг17, Миг 19 . Это был период обострения холодной войны, когда наши сбили разв самолёт-разведчик У-2 над Уралом, потом долго не предъявляли лётчика Пауэрса,который спасся на парашюте при попадании ракеты.А потом Кубинский кризис.

Все ждали начала войны с Америкой из-за Кубы, куда мы доставили ракеты для устрашения Америки, которая не давала Кубе житья санкциями и провокациями недобитых сторонников Батисты. Прибыли мы туда в сентябре.Первое назначение при утреннем разводе: меня с Сашей Сычёвым направили к старшине Продану, который заведовал парашютами в специальном небольшом кирпичном домике на

краю аэродрома, там же неподалёку находилась стоянка самолёта Як-18,который также обслуживал старшина.Вообще -то этот Як использовался в редких случаях.

Он предназначался для поиска пропавших людей и самолётов в результате аварий, и для доставки в Штаб Округа корреспонденций, бандеролей или людей.

Уже в январе во время ночных полётов с родаров пропал один Миг-17, самолёт нашей эскадрильи.Искали его неделю. Солдаты прочёсывали леса,снега было много, потому и не могли найти.Именно с Яка нашли этот самолёт с бортовым номером 51. Фамилия лётчика оказалась судьбоносная  - Луночкин. И вот, пролетая над лесами и полями, лётчик заметил какое-то небольшое озерцо среди леса, спустился пониже, покружил,а в озере лунка!!!! Вот так и нашли пропавший самолёт. Потом я видел всё что от него осталось.

Фюзеляж сплющен от удара и стал втрое меньше по длине.Обшивка из алюминия ,как бумага, порвана в клочья.

Что там хоронили я не видел,потому как в центральную Россию повезли цинковый ящик.А мы- два солдата плюс офицер- ездили на станцию, обивали это ящик досками до нужного размера прямо в товарном вагоне.

Говорили, что лётчик потерял сознание во время полёта на большой высоте, да ещё в ночное время.Второй самолёт потеряла первая эскадрилья .Летчик не дотянул до полосы и самолёт упал в зарослях возле аэродрома. И опять: фамилия второго лётчика Сучков! И правда : в этих зарослях листвы уже никакой не было , зато поломанных сучков было полно.

За один неполный год потеряно два самолёта 431 АИП.

 

Старшина оказался невысокого роста ,плотного телосложения мужчина лет сорока с добродушным широким ,совершенно штатским лицом, родом с Украины.

Мы думали, что ему нужна наша помощь в укладке парашютов или в наладке самолёта Як-18.

А он, совершенно неожиданно для нас, выносит из домика две большие корзины и говорит:

-Вот что , ребятки, погода хорошая , грибы уже пошли, даю вам задание на весь день: набрать две корзины грибов.Потом свободны. Можете гулять до обеда.

Погода и впрямь была великолепная.Золотая осень Заполярья.

Поскольку почва прогревается в этих местах лишь на 20 сантиметров,то лес состоит из елочек и берёзок с ольхой высотой не более трёх метров.Корни деревьев не могут углубиться , идут не в глубь, а в ширь. Аэродром от железной дороги на Мурманск разделяет болото ,по которому проложена солдатами гать в виде досок, стволов , кусков железа,так что надо идти след в след гуськом и с палкой.Почти у самой железной дороге болото кончается , начинается тот самый полярный лесок,где деревья стоят вкривь и вкось ,еле выдерживая полярные ветры.Солнце сияло,прощаясь с летом, которое в этих краях короче воробьиного носа.Тем не менее, прогуляться по леску , поймать последнее тепло, подышать полной грудью елово-берёзово-грибным духом ,пожалуй, лучше службы не придумаешь. Грибов было много : маслята, грузди, подберёзовики,красные.Сыроежки и волнушки мы не брали .

За час набрали свои корзины доверху, и ещё часа два загорали на солнце возле железной дороги.Больше такой работы в Армии никто не предлагал.

Потом наступил октябрь, появилась брусника и клюква сладкая от ночных холодов , а в конце октября уже всё было бело от снега,и объявлена готовность № 1. Выдали сухой паёк в виде свиной тушёнки , хлеба,чая, сгущёнки и сахара. Уходить с аэродрома запрещено. Боевое звено Мигов находилось в постоянной готовности, лётчики сидели в кабинах.Так продолжалось дней десять. Потом команда : «Отбой!» Хрущёв и Кеннеди договорились.

Жизнь потекла в обычном русле : наряды, дежурства,караулы.

Так прошла осень, зима, весна. Наконец, настал июнь,когда пронёсся слух, что солдаты первого года службы ,которые проходили практику в части, должны отправляться на учёбу в ШМАС (Школу младших авиационных специалистов) в город Пушкин! Да! Именно туда, в этот всемирно известный городок, где прошла юность Поэта, где Екатерининский и Александровский дворцы, где автор этих строк впервые побывал в 1947 году в пионерском лагере.

Построили нас в казарме ,и командир полка майор Гречишников ,лётчик первого класса,который мог летать на Мигах (для куража) на высоте десяти метров от земли аэродрома ,объявил быть готовым к отъезду для дальнейшего прохождения службы в ШМАСе города Пушкин.

Эта весть неслыханно обрадовала всех,кто год назад был призван в Армию из Ленинграда.Таковых было в нашем 431 АИП двадцать пять человек.Это сейчас летят они ,как пули у  виска,но когда тебе девятнадцать, год жизни вдали от дома немыслимо длинный срок.Казарма наша представляла собой трёхэтажное кирпичное здание,где проходили службу  "срочники" авиаполка.Некоторых до сих пор помню : окончившие ШМАС в Барнауле рядовой Снадин с Алтая и его земляк Щанов по прозвищу «Отец».Первый умел играть на гормоне и знал много блатных песен, второй был любитель травить анекдоты.Были  и солдаты,которые готовились к дембелю .Один из них,помню, вырезал из газеты осенний приказ Министра обороны о демобилизации , приклеил его к тумбочке возле койки .Когда старшина начинал приставать к нему относительно "не пора ли Вам ,господин хороший  Ульянов (не Ленин) вставать,солдат высовывал из под одеяла  руку и длинным пальцем тыкал старшине в бумагу,после чего поворачивался на другой бок.  К молодым  солдатам"старики"  относились неплохо, но особой дружбы не было.Таков обычай в СА. Где же вы теперь друзья-однополчане? Вряд ли ещё на этом шарике.Вам уже под восемьдесят всем. А мужики у нас живут до семидесяти и то не все....

"Был июнь заполярного лета. Иногда на траву падал снег.Ну, а нам предстоит без билета Уезжать завтра утром от всех. Навсегда....Навсегда...

Завтра южные ждут города."    Это я экспромт сейчас написал .

Железная дорога Мурманск-Ленинград находилась в пятидесяти метрах от казармы

"Старшина дал команду на выход.Рюкзаки собираем в поход.На поляну зелёную вышел .Молодой и зелёный народ."

"Да,ещё бы мне пару куплетов .Сочиняю  прощальную  песнь. Опишу африканское  лето,Где нельзя дважды в реку залезть."..

Маршируем со скатками   в гору. Все красивы, крыло за спиной.Ждёт нас поезд и ждут нас вагоны,Чтоб везти нас на встречу с судьбой..." 

А пока вытряхиваем одеяла , подушки матрасы. Делаем скатки из шинелей. Сухой дорожный паёк на трое суток. Даже «старики» завидуют нам.У них однообразие до конца срочной службы, у нас разнообразие новых картин , надежда повидаться с родными и друзьями.Все ведь едут домой!.А ещё  месяц назад вся рота убирала окурки ,которые оттаяли под окнами казармы. И один из «стариков» выстроил шеренгу из 52-х флакона одеколонов «В полёт» , «Лесной»,»Фиалка»которые  оттаяли под окнами и сверкали на солнечном апрельском ленинском субботнике, как горный хрусталь.На всей территории Ленинградского военного округа свирепствовал тогда сухой закон.И вот многие в частях находили альтернативу: и пьян и приятно пахнет. Дело доходило до того, что иногда ротный проверяя солдат на выхлоп, наказывал нарядами вне очереди тех, от кого не пахло одеколоном! Вроде все с затуманенными поволокой глазами , но водкой не пахнут.Офицерскому составу было проще.Они брали спирт из самолётного бачка стеклоочистителя.Там был чистый медицинский спирт по прозвищу «Шило». А некоторые механики пробовали и ликёр под названием «Шасси», потому что эта тягучая красивая жидкость ярко красного цвета тоже была на спирту и находилась в системе гидроусилителей стоек шасси самолётов.

О наркотиках тогда только знали по песням типа: «Ах, планчик, ты планчик, Божия травка ,отрада бродяг , ширмачей. А как плану покуришь ,всё горе забудешь..».и т. д.

Я работал в паре с Сашей Сычёвым, который также увлекался фотографией, был из Ленинграда и моего года призыва.

Иногда из тучи налетал первый летний снежок, но тучка проходила, и травка снова радовала зеленью глаз.

Наконец, сборы закончены. Колонной по четыре построились и маршем на станцию Африканда,где поезд стоит всего две минуты. Поезд пришёл во - время.Сопровождают нас двое: какой-то неизвестный никому капитан и старшина Продан.

Тот самый, что в первый день службы отправил нас с Сашкой за грибами.Провожающих на платформе не было,поэтому никто не опоздал из-за поцелуев.Вагон цивильный, плацкартный. Дорога Мурманск-ленинград тогда была самая весёлая из РЖД , потому что ехали по ней в основном служивые ,рыбаки, моряки,офицеры всех родов войск с карманами которые жгли ляжки. Вагон - Ресторан всегда выполнял два плана.

В одном из купе держали совет как уговорить наше начальство отпустить нас домой, когда доедем до Питера, хотя бы на пару часов.Выбрали трёх переговорщиков. В их числе и я. Заходим в купе рядом с проводником, где поселилось начальство.Дождались ,когда капитан вышел в тамбур покурить (Продан не курил) и к нему :

-Товарищ старшина, как бы нам домой попасть на пару часов, когда на Московский вокзал прибудем?Мы же все из Ленинграда!

- Не получится! -отрезает Продан,-Я тут не главный. Вот к капитану обращайтесь!

Тут и капитан подходит,покурил.

-Товарищ капитан, мы вас просим разрешить нам.. и т.д.

Капитан:- Ни в коем случае! Вот поступите в распоряжение Школы, там и просите. Наше дело вас доставить до места продолжения дальнейшей службы.

Заходим к ребятам , которые с нетерпением ждут переговорщиков. Докладываем,мол, ни хрена не получается .

Не хотят договариваться!!

Год мы уже отслужили.Уставы знаем.Как раз Жукова Хрущёв

убрал ,а новый,маршал Р.Я. Малиновский, смягчил наказания

за самовольное оставление части :до того за свыше трёх часов самоволки осуждали к реальному сроку, теперь - свыше трёх суток. А что с нами сделают,если все ,как один, в самоволку? Ну отсидим десять суток на губе,зато побываем дома. Решили идти на побег,как только приедем и будет первая возможность для этого.Будем «делать ноги» в метро при посадке до Витебского вокзала, на станции Метро. Начальство город не знают, пока разберутся что к чему , нас уже и след простыл.

Даже иногороднего Кукушкина уговорили:поживёшь ,мол, у нас пару дней!Поезд, между тем, идёт по расписанию на Юг, к Питеру.

У всех радость предвкушения встречи с родными и друзьями

пересилевает ответственность за самоволку.

Приехали на Московский вокзал.Построились в колонну.

Впереди капитан ,сзади старшина Продан. Переходим к Метро «Площадь Восстания». Начальство в вестибюле схему читает.

Вот и момент ! Рассыпаемся горохом по экскалатору через две ступеньки вниз,а там кто куда.Старшина что-то кричит вслед,а капитан вообще ничего не понял, изучает схему Метро.

Трое суток нам не надо . Достаточно двух,чтобы был запас.

Конечно, дома ничего не сказали родным. Мол, приехали в ШМАС.Начальство отпустило на два дняи всё такое. Два дня пролетели,как один. Встречаемся в семь утра в сквере возле Витебского вокзала. Пришли все, даже иногородний Кукушкин.А там уже нас капитан караулит.Старшина Продан вообще куда-то пропал. И везут нас в фургончике зелёного цвета прямо в ШМАС города Пушкин. В Ленинграде все деревья уже в полном цвету,причём в Пушкине они ещё выше и толще.по сравнению с Питером,всё-таки на 30 километров южнее и на пригорке стоят.Нет, -это не Африканда ,названная наверное для смеха каким нибудь инженером-путейцем в начале века ,когда строили эту самую пьяную в Союзе железную дорогу.

Может, и правда жара тогда стояла почти африканская, что иногда бывает в этих местах.

Доехали до ворот с большими красными звёздами на железе.Значит, приехали.

А нас уже ждали. Заставили снять ремни .Разжаловать ниже рядового некуда.Лычек, наград,кроме спортивных, нет.

Поместили в спортзал. Отдыхаем на матах.Потом ,через пару часов , стали вызывать по одному на допрос к полковнику, военному прокурору.Спрашивал полковник у всех про зачинщика. Все держались молодцами.Отвечали, мол, зачинщиков нет всё спонтанно получилось и всё.А ведь действительно зачинщиков самоволки не было. Все решились одновременно без всяких колебаний. На дворе стоял 1962 год ,самое время хрущёвской оттепели.Слава Богу, Жукова уже не было. И пошли мы, палимы солнцем, на все четыре стороны Ленинградского военного округа группами по 2-3 человека: кто в Карелию, кто обратно в Челну, кто на полуостров Рыбачий,кто в Кандалакшу, кто в город Полярный,ибо солдаты 1939-1942 годов рождения были тогда в особой цене,но уже не в форме с голубыми погонами«лётчиков» ПВО, а в формах связистов, танкистов, артиллеристов, стройбата.

Когда мы со Славкой Марусиным покидали спортзал, дверь в кабинете прокурора была открыта.Рядом с полковником сидел иногородний рядовой Кукушкин и плакал горючими слезами , умоляя оставить его в Школе в качестве курсанта. Он всю жизнь мечтал стать авиационным специалистом , и служить в авиации. Его пожалели и зачислили в ШМАС.

В посёлок Африканду никто не вернулся.

Что касается 431 ИАП, то до 1993 года он нёс службу на этом аэродроме ,потом был объединён с другим полком и стал 470 АИП, но в 2001 году и его расформировали. Теперь там только одна бетонная взлётно-посадочная полоса, да развалины учебных, технических служб и ангаров.Вот такая история.

Категория: Александр Матусов | Добавил: Студень (16.07.2017)
Просмотров: 1358 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа

Рекомендуем прочесть!

Прочтите в первую
очередь!
(Админ рекомендует!)


Николай Ганебных

Алексей Еранцев

Владимир Андреев

Павел Панов

Елена Игнатова

Дмитрий Кочетков

Надежда Смирнова

Евгения Кузеванова

Тихон Скорбящий

Наталия Никитина





Объявления

Уважаемые авторы и читатели!
Ваши вопросы и пожелания
вы можете отправить редакции сайта
через Обратную связь
(форма № 1).
Чтобы открыть свою страницу
на нашем сайте, свяжитесь с нами
через Обратную связь
(форма № 2).
Если вы хотите купить нашу книгу,
свяжитесь с нами также
через Обратную связь
(форма № 3).



Случайный стих
Прочтите прямо сейчас

20 самых обсуждаемых



Наши издания



Наш опрос
Нужен ли вам собственный блог (сетевой дневник) на нашем сайте?
Всего ответов: 34

Наша кнопка
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу.

Описание сайта



Мини-чат
Почта @litclub-phoenix.ru
Логин:
Пароль:

(что это)


Статистика

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сегодня на сайт заходили:

...а также незарегистрированные пользователи

Copyright ФЕНИКС © 2007 - 2025
Хостинг от uCoz


Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookies.