С А М О В О Л О Ч К А
После прохождения Курса молодого бойца в Карелии на аэродроме Челна нас ,призванных летом 1961 года, отправили
в посёлок Африканда, где в то время действовал военный аэродром 431 АИП. Группу прибывших «молодых» разместили в трёхэтажной казарме вместе со «стариками» .
Солдаты были распределены между тремя эскадрильями
полка для ознакомления с боевой техникой и воинскими обя-
занностями .Самолёты были истребители: Миг15 ,Миг17, Миг 19 . Это был период обострения холодной войны, когда наши сбили разв самолёт-разведчик У-2 над Уралом, потом долго не предъявляли лётчика Пауэрса,который спасся на парашюте при попадании ракеты.А потом Кубинский кризис.
Все ждали начала войны с Америкой из-за Кубы, куда мы доставили ракеты для устрашения Америки, которая не давала Кубе житья санкциями и провокациями недобитых сторонников Батисты. Прибыли мы туда в сентябре.Первое назначение при утреннем разводе: меня с Сашей Сычёвым направили к старшине Продану, который заведовал парашютами в специальном небольшом кирпичном домике на
краю аэродрома, там же неподалёку находилась стоянка самолёта Як-18,который также обслуживал старшина.Вообще -то этот Як использовался в редких случаях.
Он предназначался для поиска пропавших людей и самолётов в результате аварий, и для доставки в Штаб Округа корреспонденций, бандеролей или людей.
Уже в январе во время ночных полётов с родаров пропал один Миг-17, самолёт нашей эскадрильи.Искали его неделю. Солдаты прочёсывали леса,снега было много, потому и не могли найти.Именно с Яка нашли этот самолёт с бортовым номером 51. Фамилия лётчика оказалась судьбоносная - Луночкин. И вот, пролетая над лесами и полями, лётчик заметил какое-то небольшое озерцо среди леса, спустился пониже, покружил,а в озере лунка!!!! Вот так и нашли пропавший самолёт. Потом я видел всё что от него осталось.
Фюзеляж сплющен от удара и стал втрое меньше по длине.Обшивка из алюминия ,как бумага, порвана в клочья.
Что там хоронили я не видел,потому как в центральную Россию повезли цинковый ящик.А мы- два солдата плюс офицер- ездили на станцию, обивали это ящик досками до нужного размера прямо в товарном вагоне.
Говорили, что лётчик потерял сознание во время полёта на большой высоте, да ещё в ночное время.Второй самолёт потеряла первая эскадрилья .Летчик не дотянул до полосы и самолёт упал в зарослях возле аэродрома. И опять: фамилия второго лётчика Сучков! И правда : в этих зарослях листвы уже никакой не было , зато поломанных сучков было полно.
За один неполный год потеряно два самолёта 431 АИП.
Старшина оказался невысокого роста ,плотного телосложения мужчина лет сорока с добродушным широким ,совершенно штатским лицом, родом с Украины.
Мы думали, что ему нужна наша помощь в укладке парашютов или в наладке самолёта Як-18.
А он, совершенно неожиданно для нас, выносит из домика две большие корзины и говорит:
-Вот что , ребятки, погода хорошая , грибы уже пошли, даю вам задание на весь день: набрать две корзины грибов.Потом свободны. Можете гулять до обеда.
Погода и впрямь была великолепная.Золотая осень Заполярья.
Поскольку почва прогревается в этих местах лишь на 20 сантиметров,то лес состоит из елочек и берёзок с ольхой высотой не более трёх метров.Корни деревьев не могут углубиться , идут не в глубь, а в ширь. Аэродром от железной дороги на Мурманск разделяет болото ,по которому проложена солдатами гать в виде досок, стволов , кусков железа,так что надо идти след в след гуськом и с палкой.Почти у самой железной дороге болото кончается , начинается тот самый полярный лесок,где деревья стоят вкривь и вкось ,еле выдерживая полярные ветры.Солнце сияло,прощаясь с летом, которое в этих краях короче воробьиного носа.Тем не менее, прогуляться по леску , поймать последнее тепло, подышать полной грудью елово-берёзово-грибным духом ,пожалуй, лучше службы не придумаешь. Грибов было много : маслята, грузди, подберёзовики,красные.Сыроежки и волнушки мы не брали .
За час набрали свои корзины доверху, и ещё часа два загорали на солнце возле железной дороги.Больше такой работы в Армии никто не предлагал.
Потом наступил октябрь, появилась брусника и клюква сладкая от ночных холодов , а в конце октября уже всё было бело от снега,и объявлена готовность № 1. Выдали сухой паёк в виде свиной тушёнки , хлеба,чая, сгущёнки и сахара. Уходить с аэродрома запрещено. Боевое звено Мигов находилось в постоянной готовности, лётчики сидели в кабинах.Так продолжалось дней десять. Потом команда : «Отбой!» Хрущёв и Кеннеди договорились.
Жизнь потекла в обычном русле : наряды, дежурства,караулы.
Так прошла осень, зима, весна. Наконец, настал июнь,когда пронёсся слух, что солдаты первого года службы ,которые проходили практику в части, должны отправляться на учёбу в ШМАС (Школу младших авиационных специалистов) в город Пушкин! Да! Именно туда, в этот всемирно известный городок, где прошла юность Поэта, где Екатерининский и Александровский дворцы, где автор этих строк впервые побывал в 1947 году в пионерском лагере.
Построили нас в казарме ,и командир полка майор Гречишников ,лётчик первого класса,который мог летать на Мигах (для куража) на высоте десяти метров от земли аэродрома ,объявил быть готовым к отъезду для дальнейшего прохождения службы в ШМАСе города Пушкин.
Эта весть неслыханно обрадовала всех,кто год назад был призван в Армию из Ленинграда.Таковых было в нашем 431 АИП двадцать пять человек.Это сейчас летят они ,как пули у виска,но когда тебе девятнадцать, год жизни вдали от дома немыслимо длинный срок.Казарма наша представляла собой трёхэтажное кирпичное здание,где проходили службу "срочники" авиаполка.Некоторых до сих пор помню : окончившие ШМАС в Барнауле рядовой Снадин с Алтая и его земляк Щанов по прозвищу «Отец».Первый умел играть на гормоне и знал много блатных песен, второй был любитель травить анекдоты.Были и солдаты,которые готовились к дембелю .Один из них,помню, вырезал из газеты осенний приказ Министра обороны о демобилизации , приклеил его к тумбочке возле койки .Когда старшина начинал приставать к нему относительно "не пора ли Вам ,господин хороший Ульянов (не Ленин) вставать,солдат высовывал из под одеяла руку и длинным пальцем тыкал старшине в бумагу,после чего поворачивался на другой бок. К молодым солдатам"старики" относились неплохо, но особой дружбы не было.Таков обычай в СА. Где же вы теперь друзья-однополчане? Вряд ли ещё на этом шарике.Вам уже под восемьдесят всем. А мужики у нас живут до семидесяти и то не все....
"Был июнь заполярного лета. Иногда на траву падал снег.Ну, а нам предстоит без билета Уезжать завтра утром от всех. Навсегда....Навсегда...
Завтра южные ждут города." Это я экспромт сейчас написал .
Железная дорога Мурманск-Ленинград находилась в пятидесяти метрах от казармы
"Старшина дал команду на выход.Рюкзаки собираем в поход.На поляну зелёную вышел .Молодой и зелёный народ."
"Да,ещё бы мне пару куплетов .Сочиняю прощальную песнь. Опишу африканское лето,Где нельзя дважды в реку залезть."..
Маршируем со скатками в гору. Все красивы, крыло за спиной.Ждёт нас поезд и ждут нас вагоны,Чтоб везти нас на встречу с судьбой..."
А пока вытряхиваем одеяла , подушки матрасы. Делаем скатки из шинелей. Сухой дорожный паёк на трое суток. Даже «старики» завидуют нам.У них однообразие до конца срочной службы, у нас разнообразие новых картин , надежда повидаться с родными и друзьями.Все ведь едут домой!.А ещё месяц назад вся рота убирала окурки ,которые оттаяли под окнами казармы. И один из «стариков» выстроил шеренгу из 52-х флакона одеколонов «В полёт» , «Лесной»,»Фиалка»которые оттаяли под окнами и сверкали на солнечном апрельском ленинском субботнике, как горный хрусталь.На всей территории Ленинградского военного округа свирепствовал тогда сухой закон.И вот многие в частях находили альтернативу: и пьян и приятно пахнет. Дело доходило до того, что иногда ротный проверяя солдат на выхлоп, наказывал нарядами вне очереди тех, от кого не пахло одеколоном! Вроде все с затуманенными поволокой глазами , но водкой не пахнут.Офицерскому составу было проще.Они брали спирт из самолётного бачка стеклоочистителя.Там был чистый медицинский спирт по прозвищу «Шило». А некоторые механики пробовали и ликёр под названием «Шасси», потому что эта тягучая красивая жидкость ярко красного цвета тоже была на спирту и находилась в системе гидроусилителей стоек шасси самолётов.
О наркотиках тогда только знали по песням типа: «Ах, планчик, ты планчик, Божия травка ,отрада бродяг , ширмачей. А как плану покуришь ,всё горе забудешь..».и т. д.
Я работал в паре с Сашей Сычёвым, который также увлекался фотографией, был из Ленинграда и моего года призыва.
Иногда из тучи налетал первый летний снежок, но тучка проходила, и травка снова радовала зеленью глаз.
Наконец, сборы закончены. Колонной по четыре построились и маршем на станцию Африканда,где поезд стоит всего две минуты. Поезд пришёл во - время.Сопровождают нас двое: какой-то неизвестный никому капитан и старшина Продан.
Тот самый, что в первый день службы отправил нас с Сашкой за грибами.Провожающих на платформе не было,поэтому никто не опоздал из-за поцелуев.Вагон цивильный, плацкартный. Дорога Мурманск-ленинград тогда была самая весёлая из РЖД , потому что ехали по ней в основном служивые ,рыбаки, моряки,офицеры всех родов войск с карманами которые жгли ляжки. Вагон - Ресторан всегда выполнял два плана.
В одном из купе держали совет как уговорить наше начальство отпустить нас домой, когда доедем до Питера, хотя бы на пару часов.Выбрали трёх переговорщиков. В их числе и я. Заходим в купе рядом с проводником, где поселилось начальство.Дождались ,когда капитан вышел в тамбур покурить (Продан не курил) и к нему :
-Товарищ старшина, как бы нам домой попасть на пару часов, когда на Московский вокзал прибудем?Мы же все из Ленинграда!
- Не получится! -отрезает Продан,-Я тут не главный. Вот к капитану обращайтесь!
Тут и капитан подходит,покурил.
-Товарищ капитан, мы вас просим разрешить нам.. и т.д.
Капитан:- Ни в коем случае! Вот поступите в распоряжение Школы, там и просите. Наше дело вас доставить до места продолжения дальнейшей службы.
Заходим к ребятам , которые с нетерпением ждут переговорщиков. Докладываем,мол, ни хрена не получается .
Не хотят договариваться!!
Год мы уже отслужили.Уставы знаем.Как раз Жукова Хрущёв
убрал ,а новый,маршал Р.Я. Малиновский, смягчил наказания
за самовольное оставление части :до того за свыше трёх часов самоволки осуждали к реальному сроку, теперь - свыше трёх суток. А что с нами сделают,если все ,как один, в самоволку? Ну отсидим десять суток на губе,зато побываем дома. Решили идти на побег,как только приедем и будет первая возможность для этого.Будем «делать ноги» в метро при посадке до Витебского вокзала, на станции Метро. Начальство город не знают, пока разберутся что к чему , нас уже и след простыл.
Даже иногороднего Кукушкина уговорили:поживёшь ,мол, у нас пару дней!Поезд, между тем, идёт по расписанию на Юг, к Питеру.
У всех радость предвкушения встречи с родными и друзьями
пересилевает ответственность за самоволку.
Приехали на Московский вокзал.Построились в колонну.
Впереди капитан ,сзади старшина Продан. Переходим к Метро «Площадь Восстания». Начальство в вестибюле схему читает.
Вот и момент ! Рассыпаемся горохом по экскалатору через две ступеньки вниз,а там кто куда.Старшина что-то кричит вслед,а капитан вообще ничего не понял, изучает схему Метро.
Трое суток нам не надо . Достаточно двух,чтобы был запас.
Конечно, дома ничего не сказали родным. Мол, приехали в ШМАС.Начальство отпустило на два дняи всё такое. Два дня пролетели,как один. Встречаемся в семь утра в сквере возле Витебского вокзала. Пришли все, даже иногородний Кукушкин.А там уже нас капитан караулит.Старшина Продан вообще куда-то пропал. И везут нас в фургончике зелёного цвета прямо в ШМАС города Пушкин. В Ленинграде все деревья уже в полном цвету,причём в Пушкине они ещё выше и толще.по сравнению с Питером,всё-таки на 30 километров южнее и на пригорке стоят.Нет, -это не Африканда ,названная наверное для смеха каким нибудь инженером-путейцем в начале века ,когда строили эту самую пьяную в Союзе железную дорогу.
Может, и правда жара тогда стояла почти африканская, что иногда бывает в этих местах.
Доехали до ворот с большими красными звёздами на железе.Значит, приехали.
А нас уже ждали. Заставили снять ремни .Разжаловать ниже рядового некуда.Лычек, наград,кроме спортивных, нет.
Поместили в спортзал. Отдыхаем на матах.Потом ,через пару часов , стали вызывать по одному на допрос к полковнику, военному прокурору.Спрашивал полковник у всех про зачинщика. Все держались молодцами.Отвечали, мол, зачинщиков нет всё спонтанно получилось и всё.А ведь действительно зачинщиков самоволки не было. Все решились одновременно без всяких колебаний. На дворе стоял 1962 год ,самое время хрущёвской оттепели.Слава Богу, Жукова уже не было. И пошли мы, палимы солнцем, на все четыре стороны Ленинградского военного округа группами по 2-3 человека: кто в Карелию, кто обратно в Челну, кто на полуостров Рыбачий,кто в Кандалакшу, кто в город Полярный,ибо солдаты 1939-1942 годов рождения были тогда в особой цене,но уже не в форме с голубыми погонами«лётчиков» ПВО, а в формах связистов, танкистов, артиллеристов, стройбата.
Когда мы со Славкой Марусиным покидали спортзал, дверь в кабинете прокурора была открыта.Рядом с полковником сидел иногородний рядовой Кукушкин и плакал горючими слезами , умоляя оставить его в Школе в качестве курсанта. Он всю жизнь мечтал стать авиационным специалистом , и служить в авиации. Его пожалели и зачислили в ШМАС.
В посёлок Африканду никто не вернулся.
Что касается 431 ИАП, то до 1993 года он нёс службу на этом аэродроме ,потом был объединён с другим полком и стал 470 АИП, но в 2001 году и его расформировали. Теперь там только одна бетонная взлётно-посадочная полоса, да развалины учебных, технических служб и ангаров.Вот такая история. |