Шёл урок литературы. Наша учительница, Елена Николаевна, ходила вдоль парт и рассказывала нам о баснях. – Басня – это краткий поучительный рассказ, как правило, написанный в стихах. В басне заложен тонкий смысл, раскрывающий нравственный (моральный) облик её героев. Так как басня является своеобразной сказкой, то и её героями могут быть как люди, так и животные, птицы, рыбы и так далее, – сказала она. – Сейчас я вам прочту басню И.А.Крылова «Стрекоза и муравей». А после этого вы мне должны будете ответить на вопрос: в чём смысл басни и как можно объяснить поведение её героев? Елена Николаевна открыла учебник. Она с выражением читала нам про Стрекозу, которая попала в безвыходное положение зимой, пропев всё лето; читала о Муравье, который работал всё лето и потому обеспечил себя всем на зиму, и про то, как Муравей отказался помочь Стрекозе. …... – Ну, вот и всё, – сказала учительница. Она посмотрела на нас поверх очков и спросила: – Кто мне сможет ответить на поставленные вопросы? В чём смысл басни? Как можно объяснить поведение её героев? Почему Муравей отказал в помощи Стрекозе? – Да просто жмот, этот Муравей! – донёсся голос с «камчатки». – Это почему же? – приподняв брови, поинтересовалась преподаватель. – Он всё лето трудился, не валял дурака, как некоторые… Она подошла к Саше Перепёлкину и забрала у того кубик Рубика. – Так почему же Муравей должен помогать лодырям? – В театре у нас тоже поют и пляшут, а им за это ещё и деньги платят! – заметил Стасик Ручейков. По классу прошёл гул одобрения. – Так вы что, – удивилась Елена Николаевна, – считаете певцов, танцоров и других работников театра бездельниками? Вы глубоко ошибаетесь! На самом деле это тяжкий труд! Например, для того чтобы научиться хорошо танцевать, нужны годы!
– Ага, как же, – хмыкнул Вовка Журавлёв. – Делов-то! – Хорошо. Если я не ошибаюсь, у нас Таня Корнеева занимается в танцевальном кружке, – сказала учительница. Таня заулыбалась. – А ну-ка, Танюша, подойди ко мне. Можешь нам сейчас что-нибудь исполнить? – Да, могу. Чечётку, – выйдя к доске, сказала Таня. И тут такое началось! Как красиво она двигалась, как отбивала ногами такт! И это всё без музыки! Такого от Таньки никто не ожидал! – Хорошо! Молодец! – сказала Елена Николаевна, когда та закончила. – Вот видишь, Вова, приятно посмотреть. Это искусство. И оно востребовано людьми! Поэтому люди и посещают театры. – Подумаешь, – не унимался Журавлёв. – Я так тоже смогу! – Ладно, – согласилась преподаватель. – Покажи нам, что ты можешь. Вовка вышел к доске. – Давай, Вовчик! – подбадривали его ребята. – Покажи «КЛАСС»! Вовка улыбнулся и сделал знак рукой. Все замолчали. И он, немного помявшись, начал. Перепрыгнул пару раз с ноги на ногу и тут же, потеряв равновесие, грохнулся на пол. То-то было смеху! Елена Николаевна потом долго нас успокаивала. А Журавлёв, весь красный от стыда, уселся на своё место, и его не было слышно до конца урока. – Вот так вот, Володя! Всему нужно учиться! Не так уж это и просто, театр, – закончила она. – Но мы отвлеклись. Продолжим. Вот вы говорите, что Муравей – жмот. Нет, это не так. Стрекоза всё лето развлекалась в своё удовольствие, а он трудился в поте лица. В басне Муравей обвиняет Стрекозу в легкомыслии и тунеядстве, которые в конце концов привели её к плачевному финалу! Вот в этом-то и есть смысл, заложенный в этой басне, – закончила учительница. – Всем ясно? Все утвердительно закивали. И тут наконец-то зазвенел долгожданный звонок. Перемена! И мы, сметая всё на своём пути, бросились из класса. |