Все права на опубликованные произведения принадлежат их авторам. Нарушение авторских прав преследуется по Закону. Всю полноту ответственности за опубликованную на сайте информацию несут авторы.
В
октябре прошлого года в Центральной библиотеке имени А. С. Пушкина состоялась
презентация книги стихов известного каменского деятеля культуры Ивана
Васильевича Паздникова. Но в связи с определенными обстоятельствами возможность
опубликования критического отзыва о данной книге появилась только сейчас. В
этой рецензии я, руководствуясь принципом «без гнева и пристрастия», попытаюсь
подвергнуть критическому разбору содержимое книги Паздникова.
Прежде всего, в глаза бросается
название сборника стихов — «Мимикрия». Также это наименование имеет
стихотворение, стоящее на первом месте в сборнике. Как было видно на презентации,
далеко не все понимали определение данного слова. В этом случае не будет лишним
дать определение: мимикрия — это сходство окраски и формы в борьбе за
существование в растительном и животном мире. Конечно, Паздников полностью
раскрыл смысл этого слова в стихе «Мимикрия», отождествив себя, выражение
своего лица с окружающей его средой. Вот отрывок из этого стиха, говорящий об
этом:
Угнетен
твоею кожей,
Складками.
Их грунт — суров.
Все
лицо твое похоже
На
сухой земной покров.
Но, с другой стороны, этим
стихотворением и ограничиваются мысли Паздникова о его схожести с окружающим
миром, т. к. все последующие стихи в большинстве своем различны по своему
строению и смыслу между собой. Отсюда напрашивается вопрос: зачем Паздников дал
своему сборнику стихов именно такое название, охватывающее мысль одного его стихотворения,
но не идущее дальше? Ведь название какой бы то ни было книги имеет огромное
значение, оно непосредственно зиждется на содержании книги, на рассуждениях
автора; название должно затрагивать скрытые и явные мысли автора, которые он
приводит в своем произведении. Также название книги может носить
автобиографический характер. К примеру, великий немецкий поэт Генрих Гейне
назвал один из своих сборников стихов «Золотая книга побежденного»; назвал он
ее так, потому что ко времени написания этого сборника поэт был побежден
тяжелой болезнью. В нашем случае со сборником стихов Паздникова вопрос о названии
книги явно недоработан и проигнорирован.
От названия теперь перейдем к самому
содержанию книжки. В большинстве своем эти стихи отражают глубокое уныние и
подавленное душевное состояние автора. В какой-то степени у стихов Паздникова
есть даже общее со стихами поэтов-романтиков начала ХIХ века. Таких, например.
как Д. Байрон или П. Шелли, которые в своей поэзии были склонны к трагизму,
выражая тем самым разочарованность окружающей их действительностью,
многочисленные несправедливости жизни и т. д. Но, наряду с этим душевным
унынием, они воспевали все те чувства и качества человека, которые делают
окружающую действительность прекрасней, когда жизнь торжествует над смертью,
когда разум и воля человеческие не останавливаются перед всеми ужасами
несправедливости и угнетения, посеянными коварными и недостойными правителями.
В стихах Паздникова же все обстоит гораздо проще. Вместе с многочисленными
трагическими стихами у него отсутствуют стихотворения с какими-либо
жизнерадостными мыслями. Вот строфы из некоторых драматических стихов
Паздникова:
Господь
— милосерд.
И
знаю: в конце горьких буден
Подарит
мне смерть на десерт.
Или:
Дня
— сучок,
Веревка
— скуки,
Одиночества
петля.
Но
про то не знают руки,
Жизнь
мою зачем-то для.
Также можно взять его стих «Я —
старый русский», последняя строфа которого «.. .И мне не справится со злом» так
и обдает полной безвыходностью того положения вещей, с которым сталкивается
автор в этом стихе. Мало того, Паздников даже признает свое бессилие перед
ужасами серой действительности и тщетность борьбы с ними. Это ли не пессимизм и
трагизм, которые испытывает как сам автор, сочиняющий такие стихи, так и
читатель, знакомящийся в свою очередь с ними. Однако опять-таки в сборнике
Паздникова нельзя не заметить стихов с комическим опенком, что, конечно же,
очень радует. Взять, к примеру, его стихотворение «Вот родственников нарастает
толща...»; в нем автор с иронией и безмятежным легкомыслием относится к
повседневным жизненным заботам. Или тоже комический стих «Брожу по лесам...», в
котором Паздников активно использует сравнительные обороты, представляя лес разлившейся
рекой, березы — мачтами, листья — волнами и проч. Но, с другой стороны, в этом
стихе встречаются абсолютно нелитературные и неясные по своему значению слова,
такие как «убродно» или «половодно», чем, к сожалению, ухудшают литературную
красоту стиха. Вообще, комических стихов как таковых в сборнике «Мимикрия» нет.
Просто, в одном стихе комизм перемежается с печалью, драматизмом («Молодицы.
Сколь их? Тыщи...»), в другом — с иронической усмешкой («Вот родственников
нарастает толща...», «Человек»), в третьем — с равнодушием или кротостью («Живу
чудной марионеткой...»).
Кроме всего прочего, сильно поражает
тот факт, что во всем сборнике Паздникова не найти лиричсских стихотворений. А
лирика, как известно, на протяжении всей истории литературы объединяла поэтов
из разных исторических периодов и направлений, будь то классицизм, романтизм,
реализм и др. Паздников же ловко обходит извечную тему любви и эстетики. Но не
все так безнадежно в данном вопросе. Иван Васильевич оставил нам несколько
стихов с очень слабо выраженными лирическими мыслями. Это стихи, например
«Листья сыплются с железным скрежетом...», «Ты здесь, мы в воздухе одном...»
(начальная строфа этого стиха заимствована у Б. Пастернака) или «Зачем ты мне
такая...». Вот, собственно, и все, чем ограничивается в вопросе лирики и без
того скупая на чувственность поэзия Паздникова.
Еще можно заметить такой момент, что
в своем сборнике Паздников, так же, как и в случае с лирикой, не уделил должного
внимания столь важным в наше время социальным и политическим вопросам. Этот
момент в поэзии, конечно, второстепенен, но без него сборнику недостает той
интеллектуальной и философской направленности, которую хотел нам высказать в
некоторых частях своего сборника Паздников. Не остаются незамеченными, правда,
такие его стихи как <Ющущенье: нету флангов, тыла...», «Русская задача»,
«Молодицы. Сколь их? Тыщи...», «Измаялся мужик...». Эти стихи замечательно
изобличают сегодняшний социально-политический строй неравенства в России. Но,
все-таки, данным стихам не хватает доли иронии. Ведь именно непробиваемой
иронией пользовались в своих стихах такие мастера политической поэзии как Г.
Гейне, Г. Веерт, В. Фрейлиграт, Э. Потье и. др., когда клеймили и одновременно
высмеивали несправедливости буржуазного строя. Будем надеяться, что Иван
Васильевич в следующем сборнике стихов (если таковой появится) уделит больше
места именно стихам социально-политического характера.
Последнее, что можно отметить в
сборнике «Мимикрия», это неопределенность в выборе художественного стиля. Это
не удивительно. Паздников ведь начал заниматься поэтическим творчеством
относительно недавно, поэтому его определенный стиль только начинает
формироваться. Хотя уже на примере его сборника уже можно увидеть, что здесь в
основном преобладает стиль импрессионизма. Он имеет место в стихах «Прогулка по
аллее», «Брожу по лесам...», «Осень», «Подсмотрел я как-то это...» и проч. В
них как раз проясняются мысли автора от мимолетных впечатлений, производимых
окружающей действительностью. Но, опять-таки, какой стиль предпочтет для своей
поэзии Паздников. нужно судить только по дальнейшим его стихотворениям.
В качестве вывода к критическому анализу сборника
стихов Паздникова «Мимикрия» можно высказать, что стихи, составляющие большую
часть всего сборника, в силу скудности на эмоциональность, как было указано
выше, и на своеобразную постановку слов, словосочетаний, фраз и проч., читать
и, соответственно, понимать несколько затруднительно. Возможно, Паздникову
следовало уделить больше времени на корректировку и доработку отдельных стихов.
В этом случае сборник получился бы и интересней, и объемней, и красивей. В
случае же с «Мимикрией» принцип диалектики о совмещении количества и качества,
увы, не нашел своего места.
ИМХО, уважаемый Вильмер и прав и не прав, потому что не оценил книгу Паздникова с самой важной точки зрения. В просторечии вопрос поставлен может быть так: к добру или к худу? К свету зовёт книга или пропагандирует тьму, то бишь силы зла. А зло (дьявол) - это программа самоуничтожения человечества. Добро (БОГ)-- программа ЖИЗНИ. Нормальная книжка, немного печальная, конечно. Но автор не шут, чтобы смешить людей в трудные времена. Ах да!Позволю себе ответить на вопрос Вождя краснокожих про искусство. Вильмер скорее прав, чем наоборот. А вот является ли "Мимикрия" Паздникова произведением искусства? Отвечу так: является в гораздо большей степени, чем "квадрат" Малевича и (ближе к поэзии если) "творчества" В. Хлебникова.
Уважаемые авторы и читатели! Ваши вопросы и пожелания вы можете отправить редакции сайта через Обратную связь (форма № 1). Чтобы открыть свою страницу на нашем сайте, свяжитесь с нами через Обратную связь (форма № 2). Если вы хотите купить нашу книгу, свяжитесь с нами также через Обратную связь (форма № 3).