... Дмитрий Кочетков известен в мире литературы не только как поэт, прозаик и драматург, но и как автор юмористических рассказов и эстрадных миниатюр. Именно в этом качестве (а также в роли поэта сатирическо-юмористического толка) молодой автор дебютировал в начале 90-х годов, широко публикуясь по стране в многочисленных изданиях от «Уральского рабочего» до «Литературной газеты», от «Осы» и «Вилы» до «Крестьянки». Представленный ниже монолог был написан сравнительно недавно - в 2014 году. Вещь любопытна тем, что (по одной из версий) была написана специально для юной Олеси Куликовой – тогда участницы детского театра «Да здравствуют дети!» (ныне актриса театра и кино Олеся Даналаки) перед её поступлением в Екатеринбургский театральный институт. Когда во время экзаменов в ЕГТИ басни и классика иссякли, приёмная комиссия сказала: «Это всё мы уже сто раз слышали, можете прочесть что-то оригинальное?» И тогда будущая выпускница ЕГТИ прочла монолог Дмитрия Кочеткова. И её приняли! На бюджет! Однако существует и другая версия события, согласно которой монолог, созданный в 2014 году, не мог быть написан специально для Олеси, поступавшей в институт в 2016 году, а был отдан автором ей «на удачу» гораздо позднее, что не помешало ему (монологу) принести её (удачу) и стать для юной актрисы своеобразным стартом в будущую профессию.
Сергей Симонов
Дмитрий КОЧЕТКОВ
МОНОЛОГ ШАРИКА, ВИСЯЩЕГО НА ЁЛКЕ
Длатвуйте, я Ёлосный Салик. Типа, иглуска. Типа висю вся такая.
Думаете, на сём я висю? На ёлке? Не-а. На ветке? Не-а. На нитке? Да какая нитка меня выделзыт?! Я висю на зосткой диете, вот!
Мне пелед Новым годом Сосулька, моя подлузка, говолит: «Сё тебя так лаздуло-то всю, дазе талии нет!» Я от смеха cють не лопнула. Мозно подумать, у неё есть талия. Вся плямая, как каландас, а из всех лазновидностей мозга в налисии только спинной.
Но потом ессё и Ёлосная Сыска, тозе моя подлуганка, говолит: «Тебя так лаздуло, сто ни одна ветка тебя не выделзыт – пелеломится!» И тогда я лесыла: «Сблосу-ка я гламмов пять!» Пелвым делом я из головы спильку вытассила, за котолую меня обысьно подвесывают, - влоде легсе стало.
Потом лисние звёзды с себя смыла – ессё два гламма усло. И полёзываю себе в колобке вся такая, плаздника зду. Смотлю – отклыли колобку. Ну, думаю, насялось! Визу – Сосульку повесили, Сыску повесили… А как зе я?! Пледставляете, белёт меня глязными луками какой-то мальсик и говолит: «Фу, какая иглуска стласная, какая облезлая, половины звёзд на ней узе нету, и весать её совсем не за сё… Мозет, её лутсе слазу в помойное ведло?» Я сють не тлеснула от злости. Я бы дазе его самого тлеснула, если б было сем. А потом он говолит: «Нет, всё-таки залко, а дай-ка я её скотсем к ветке плилеплю!»
И плилепил меня сють не на самую макуску! Во, глядите как я высоко тепель висю! Только я знаю, всё-таки я ессё не совсем похудела, у меня ессё есть лезелвы! А быть класивой так хосется! Я слысала, плызки с самой высокой ветки осень здолово для похудения помогают. Вот ссяс как сплыгну! В лепёску лассыбусь, а стану самой класивой! Только скотсь от головы отлеплю… Вот… Вот… узе пости отлепила… Ну, всё. Я готова. Лаз, два, тли… Я по-ле-те-ла-а-а-а!..
Шалики-нолики, ёлки-палки!
(о юмореске Дмитрия Кочеткова «МОНОЛОГ ШАРИКА, ВИСЯЩЕГО НА ЁЛКЕ»)
Дмитрий Кочетков в своём "Монологе шарика, висящего на ёлке" демонстрирует великолепное умение сочетать юмор и философские размышления, передавая в комической форме глубокие и важные мысли. Его произведение, несмотря на кажущуюся лёгкость, представляет собой сатирическое зеркало общества, раскрывающее темы самооценки, общественного давления и внутренней борьбы.
Тематика и проблематика
В центре повествования — проблема самооценки и восприятия себя через призму чужих мнений. Шарик, как главный герой, страдает от мнений своих подруг и человеческого мальчика, которые критикуют его внешний вид и намекают на его избыточный вес. Автор мастерски раскрывает проблему давления общественных стандартов красоты и соответствия ожиданиям.
Образность и символика
Образ шарика, висящего на ёлке, символизирует человеческую душу, висящую на нити социальных ожиданий и предубеждений. Шарик, желающий быть идеальным, стремится похудеть, чтобы соответствовать представлениям о красоте, навязанным его окружением. Сосулька и Ёлосная Сыска символизируют общественные стереотипы и стандарты, которые диктуют свои правила и вынуждают следовать им.
Структура и композиция
Произведение выполнено в форме монолога, что позволяет читателю погрузиться во внутренний мир шарика и прочувствовать его переживания. Композиция текста строится на диалоге шарика с самим собой и его окружением, что создаёт ощущение интерактивности и живости повествования.
Лексика и стилистические приёмы
Одной из ярких черт произведения является игра с языком. Дмитрий Кочетков использует нарочито искажённые слова и фразы, создавая образ шарика с особым, "елочным" говором. Это не только добавляет тексту комичности, но и подчёркивает индивидуальность и уникальность персонажа. Искажение слов, таких как "Ёлосный Салик" и "подлузка", создаёт эффект детской наивности и непосредственности, что усиливает эмоциональное воздействие.
Юмор и ирония
Драматург умело использует юмор и иронию, чтобы передать глубокие мысли. Шарик, который с трудом удерживается на ветке из-за своей "зосткой диеты", вызывает смех, но в то же время заставляет задуматься о том, как часто мы сами поддаёмся общественным стереотипам и забываем о своей истинной ценности.
Экзистенциальные мотивы
Несмотря на комический тон, в юмореске затрагиваются экзистенциальные темы. Шарик размышляет о своей значимости и месте в мире. Его стремление "спрыгнуть с самой высокой ветки", чтобы стать "самой класивой", отражает глубинное желание человека найти своё место и признание, даже если это требует радикальных шагов.
Заключение
"Монолог шарика, висящего на ёлке" Дмитрия Кочеткова — это многослойное произведение, которое, несмотря на свою лёгкость и комичность, поднимает важные вопросы самооценки, общественного давления и внутренней борьбы. Через образ шарика автор показывает, как важно оставаться верным себе и не поддаваться внешним стереотипам. Монолог игрушки — яркий пример того, как в игровой форме можно передать глубокие и значимые мысли, оставляя читателя с чувством удовлетворения и лёгкой грусти.
Антон Енотов |