О соответствии образов в живописи художников-импрессионистов и явлений природы (ледохода на Енисее) в одноимённом стихотворении Елены Игнатовой:
Что это за чудо - посмотри, народ,
Как по Енисею снова лёд идет,
Льды издалека
в сколотых боках
гранями играют.
И на полосе зеленоватых вод,
Розовое стадо на постой бредёт,
К новым берегам,
к тающим снегам,
к северному краю.
Ах, если бы неистовый Ван Гог
Этот ледоход увидеть мог,
Если бы изысканный Сезанн
Видел как искрится бирюза
на
льди-
нах,
Если бы сиятельный Дега
Ахнул от сияния в снегах –
Славная, наверное, тогда
Вышла бы картина!
А над Енисеем - посмотри вокруг –
Месяц мечет в небо звёздную икру,
Пишет акварель
Ветреный апрель,
Красками играя.
Это оттого, что только раз в году
Льдины табунами на закат идут
К новым берегам,
К тающим снегам,
К северному краю.
Ах, если б гениальный Ренуар
Видел этот красочный пожар!
Если бы таинственный Сислей
Съездил по весне на Енисей
ту-
рис-
том!
Если бы и Мане, и Моне
К Северу отправились в турне,
Может, земляками стали б мне
Импрессионисты...
Часть 1
В стихотворении Елены Игнатовой "Ледоход на Енисее" можно увидеть сублимацию творческих методов художников-импрессионистов через использование ярких, живописных описаний природы и эффекта движения льдин по реке. Здесь несколько моментов, на которые стоит обратить внимание:
- Визуальные образы и игра света:
- Стихотворение насыщено визуальными образами, напоминающими импрессионистские картины. Например, льды "гранями играют" и на воде искрится бирюза. Это можно сопоставить с техникой импрессионистов, которые стремились уловить и передать мгновенные световые эффекты и цветовые впечатления.
- Сравнение с известными импрессионистами:
- Игнатова упоминает таких художников, как Ван Гог, Сезанн, Дега, Ренуар, Сислей, Мане и Моне, представляя, как они могли бы воспринять и изобразить сцены ледохода на Енисее. Эти сравнения помогают подчеркнуть стилистические и эмоциональные сходства между стихотворением и картинами упомянутых художников.
- Передача движения и живости природы:
- Импрессионисты часто пытались передать динамику и изменчивость природы. В стихотворении льдины идут "табунами на закат", а апрель пишет акварель, создавая ощущение движения и живости природы, что характерно для работ импрессионистов.
- Цветовая палитра:
- Описания "розовое стадо", "зелёноватые воды", "сиятельный Дега" создают яркую цветовую палитру, перекликающуюся с богатством оттенков в картинах импрессионистов.
- Эмоциональное восприятие:
- Стихотворение наполнено восхищением и восторгом от природного явления, что созвучно с эмоциональной насыщенностью импрессионистских полотен. Упоминание, что художники могли бы "ахнуть от сияния в снегах", подчёркивает эмоциональную реакцию на увиденное.
Таким образом, стихотворение Елены Игнатовой сублимирует творческие методы художников-импрессионистов через описание природы, игру света и цвета, а также через эмоциональную реакцию на окружающий мир, что является сердцевиной импрессионизма в живописи.
Часть 2
Стихотворение Елены Игнатовой "Ледоход на Енисее" мастерски передаёт атмосферу и образы, присущие живописи художников-импрессионистов. Рассмотрим, как конкретные образы и явления природы, описанные в стихотворении, соответствуют стилю и техникам живописи упомянутых художников.
Ван Гог
Образ: "Ах, если бы неистовый Ван Гог / Этот ледоход увидеть мог"
- Ван Гог известен своими яркими, динамичными полотнами, передающими сильные эмоции и движения.
- Соответствие: Описание ледохода, где "льды издалека в сколотых боках гранями играют", напоминает манеру Ван Гога использовать энергичные мазки и яркие цвета для передачи движения и силы природы. Льды, играющие гранями, перекликаются с его любовью к текстурам и световым эффектам.
Сезанн
Образ: "Если бы изысканный Сезанн / Видел как искрится бирюза на льдинах"
- Сезанн стремился к структурности и глубине изображения, часто используя геометрические формы.
- Соответствие: Описание льдин, искрящихся бирюзой, отражает внимание Сезанна к цвету и форме, где каждое льдинка могла бы стать отдельным элементом его композиции, играющим роль в общем строении пейзажа.
Дега
Образ: "Если бы сиятельный Дега / Ахнул от сияния в снегах"
- Дега известен своими работами, полными грации и изысканности, часто изображая сцены с танцовщицами и световыми эффектами.
- Соответствие: Сияние в снегах, которое могло бы удивить Дега, напоминает о его способности запечатлеть мгновения красоты и движения. Это сияние могло бы стать частью его произведений, отражающих тонкость и свет.
Ренуар
Образ: "Если бы гениальный Ренуар / Видел этот красочный пожар"
- Ренуар создавал радостные, насыщенные светом и цветом картины, часто фокусируясь на человеческих фигурах и природных сценах.
- Соответствие: "Красочный пожар" ледохода соотносится с яркими и жизнерадостными полотнами Ренуара, где каждое мгновение полно света и цвета, создавая ощущение праздника.
Сислей
Образ: "Если бы таинственный Сислей / Съездил по весне на Енисей"
- Сислей был мастером пейзажа, часто изображая реки и изменчивую природу.
- Соответствие: Весенний ледоход на Енисее с его динамикой и переменами идеально вписывается в стиль Сислея, известного своими мягкими, лиричными пейзажами рек и природы.
Мане и Моне
Образ: "Если бы и Мане, и Моне / К Северу отправились в турне"
- Мане и Моне были новаторами в передаче света и тени, их картины часто показывают изменчивость природных явлений.
- Соответствие: Путешествие к северу, где ледоход на Енисее становится центром внимания, отражает их страсть к экспериментам с освещением и цветом. Моне особенно известен своими сериями, где он запечатлевал изменения света в разных условиях.
Заключение
Таким образом, образы природы в стихотворении Елены Игнатовой не только соответствуют стилю и техникам живописи художников-импрессионистов, но и дополняют их, создавая живописные, эмоциональные и яркие картины в воображении читателя. Ледоход на Енисее становится своеобразным полотном, на котором поэты и художники совместно воспевают красоту и изменчивость природы. |