Нет-нет, уговоры напрасные бросьте:
пойти не смогу ни в кино я, ни в гости.
Уж вы извините за тон непреклонный –
уйти не могу, так как жду почтальона.
Ну что ж , что почтовый отсутствует ящик –
я буду глядеть на дорогу почаще;
не надо смотреть на меня удивлённо,
сегодня всё утро я жду почтальона.
Он должен письмо принести мне сегодня,
а завтра, быть может, я буду свободна.
Да, нет у меня ни квартиры, ни дома –
пометят конверт как-нибудь по-другому.
Ну, что ж вы молчите? Скажите хоть слово.
Я жду почтальона - ну что здесь такого?
Подумаешь - я на людей не похожа!
Да-да, и читать не умею я тоже!
А я всё равно посижу у дорожки!
Как плохо быть всё же бездомною кошкой...
Стихотворение Татьяны Фёдоровой "Нет-нет, уговоры напрасные бросьте..." проникнуто темой одиночества и отчуждения. Лирическая героиня, которую можно отождествить с бездомной кошкой, раскрывает свои переживания через диалог с собеседником. Рассмотрим, как раскрывается тема одиночества в этом стихотворении.
1. Отказ от общественных взаимодействий
Героиня отказывается от предложений пойти в кино или в гости:
- "Нет-нет, уговоры напрасные бросьте: / пойти не смогу ни в кино я, ни в гости."
Это указывает на её изоляцию от общества и на нежелание или невозможность участвовать в общественной жизни. Она предпочитает остаться одна, что подчёркивает её состояние отчуждения.
2. Ожидание почтальона как символ надежды
Героиня упоминает, что ждёт почтальона:
- "уйти не могу, так как жду почтальона."
Ожидание письма становится её главной целью и смыслом. Это ожидание символизирует надежду на связь с внешним миром, на какое-то сообщение, которое может изменить её положение или дать ей смысл и цель.
3. Отсутствие дома и постоянного места
Героиня признаётся, что у неё нет ни квартиры, ни дома:
- "Да, нет у меня ни квартиры, ни дома - / пометят конверт как-нибудь по-другому."
Отсутствие собственного жилья подчёркивает её состояние бездомности и внутренней пустоты. Она не имеет укоренённости и стабильности, что усиливает её одиночество.
4. Непонимание и осуждение со стороны других
Героиня чувствует непонимание и осуждение со стороны окружающих:
- "не надо смотреть на меня удивлённо,"
- "Подумаешь - я на людей не похожа!"
Она осознаёт, что отличается от других людей, и это осознание усиливает её чувство изоляции. Окружающие не понимают её, и это усиливает её чувство одиночества.
5. Самоосознание своей неполноценности
Героиня осознаёт свои ограничения:
- "Да-да, и читать не умею я тоже!"
Это самоосознание добавляет слой к её чувству одиночества. Она не только физически изолирована, но и чувствует свою интеллектуальную и социальную неполноценность.
6. Окончательное признание своего положения
Заключительные строки подчёркивают её глубокое чувство одиночества и отчуждения:
- "Как плохо быть всё же бездомною кошкой..."
Сравнение с бездомной кошкой подчёркивает её уязвимость и одиночество. Кошка, будучи символом независимости, в данном контексте показывает, что её независимость вынужденная и болезненная, а не добровольная.
Заключение
Таким образом, тема одиночества в стихотворении Татьяны Фёдоровой раскрывается через множество аспектов: отказ от общения, надежду на получение письма, отсутствие дома, непонимание со стороны окружающих, самоосознание своей неполноценности и, наконец, признание своего положения. Все эти элементы создают образ глубоко одинокой и изолированной личности, чьё единственное утешение - это ожидание связи с внешним миром. |