Дышал...
И столько кислорода поизвёл...
Но, если верить школьному предмету,
Питал я лист, переходящий в ствол,
И, может, рощу надышал вот эту.
Предмета суть в сознании моем —
Земные на земле вокруг начала.
И, значит, тот квартал, где мы живем,
Предмету вторя, роща надышала!
Урок лабораторный здесь идёт:
И тут, и всюду кроток каждый житель —
Родился — и попал в круговорот.
Я не шумлю —
Урок ведёт Учитель.
Стихотворение Ивана Паздникова с условным названием "Дышал..." представляет собой философское размышление о жизни, природе и человеческой сущности. В центре внимания автора — тема круговорота веществ и энергии в природе и их связь с человеком.
В первом четверостишии ("Дышал... И столько кислорода поизвёл...") автор размышляет о своём существовании и значении, используя метафору дыхания, которое производит кислород. Дыхание символизирует жизнь и участие в природных процессах.
"Но, если верить школьному предмету, питал я лист, переходящий в ствол, И, может, рощу надышал вот эту."
В этих строках Иван Васильевич опирается на школьные знания о фотосинтезе, где кислород, производимый растениями, питает всё живое. Лирический герой чувствует своё участие в создании леса (рощи), связывая своё дыхание с жизнью природы.
Во втором четверостишии ("Предмета суть в сознании моем — земные на земле вокруг начала.") выражена мысль о том, что основа всех природных процессов заключена в круговороте веществ на Земле. Лирический герой осознаёт своё место в этом круговороте.
"И, значит, тот квартал, где мы живем, предмету вторя, роща надышала!"
Поэт расширяет свою мысль до масштаба квартала, где живут люди. Он считает, что, подобно ему, природа тоже «дышала» и создала окружающую среду.
В третьем четверостишии ("Урок лабораторный здесь идет: и тут, и всюду кроток каждый житель — родился — и попал в круговорот.") жизнь представлена как лабораторный урок, где все жители планеты являются участниками эксперимента. Каждый человек, по мнению автора, рождаясь, автоматически становится частью этого круговорота веществ и энергии.
"Я не шумлю — урок ведет Учитель."
В заключительных строках подчёркивается смирение перед природными законами. Учитель символизирует природу или высшую силу, которая направляет и ведет процесс жизни.
Поэт пользуется широким арсеналом литературных средств.
Метафоры и символы: дыхание как символ жизни и участие в природных процессах, урок как метафора жизни, где Учитель (природа) ведет этот урок;
аллюзии на школьные знания: автор использует знания, полученные в школе, чтобы объяснить свои мысли о круговороте веществ и энергии;
философская направленность: стихотворение заставляет задуматься о месте человека в мире и его связи с природой.
Иван Паздников мастерски передает глубокие философские размышления о жизни, природе и месте человека в этом мире. Через простые образы дыхания и урока автор показывает сложные взаимосвязи в природе и подчеркивает, что каждый человек — часть большого природного круговорота. |