Зачем напрасно с Музой спорить,
От чёрной зависти бледнеть:
Зелёный дуб у Лукоморья,
На дубе золотая цепь;
Учёный кот и днём, и ночью
По-тарабарски говорит:
То что-то доброе бормочет,
То что-то злое прошипит…
Скользит перо, сплетая лады,
И горько хочется рыдать,
Сбиваясь с рифмы от досады:
«Ну, Пушкин… Ну, и … молодец!..»
В. Орехов
В современном литературном пространстве диалог с классическими произведениями становится важной формой творческого самовыражения. Стихотворение Вячеслава Орехова "Зачем напрасно с Музой спорить" представляет собой не только выражение почтения к Александру Сергеевичу Пушкину, но и своеобразную рефлексию о роли поэта и его взаимоотношениях с литературной традицией.
Стихотворение Орехова начинается с риторического вопроса, обращенного к самому себе и читателю:
Зачем напрасно с Музой спорить,
От чёрной зависти бледнеть
Эти строки подчеркивают бессмысленность спора с вдохновением и зависти к великим предшественникам. Зависть, "чёрная" и разрушительная, бесполезна перед лицом настоящего таланта и силы поэтического слова. Муза здесь выступает как символ творчества и вдохновения, которая не терпит споров и сомнений.
Далее Орехов непосредственно обращается к Александру Сергеевичу, вводит элементы пушкинского "Лукоморья", создавая тем самым связь с великим поэтом:
Зелёный дуб у Лукоморья,
На дубе золотая цепь;
Учёный кот и днём, и ночью
По-тарабарски говорит:
То что-то доброе бормочет,
То что-то злое прошипит…
Этот образ, заимствованный из вступления к поэме "Руслан и Людмила", оживляет сказочный мир Пушкина, который стал символом русской поэзии. Учёный кот, как носитель знаний и тайн, символизирует мудрость и силу слова, которое может быть и добрым, и злым, как пушкинское перо.
Заключительные строки стихотворения выражают личное переживание поэта:
Скользит перо, сплетая лады,
И горько хочется рыдать,
Сбиваясь с рифмы от досады:
«Ну, Пушкин… Ну, и … молодец!..»
Здесь Орехов показывает трудности, с которыми сталкивается каждый поэт: создание гармонии и рифмы, поиск своего места в литературной традиции. Сбивание с рифмы от досады отражает внутреннюю борьбу и разочарование, которые сопутствуют творческому процессу. Восклицание "Ну, Пушкин… Ну, и … молодец!.." выражает восхищение и признание несравненного таланта великого поэта.
Стихотворение Орехова можно рассматривать как метафору творческого поиска и преемственности. Поэт, обращаясь к образам и мотивам Пушкина, не только выражает своё уважение, но и признает его влияние на собственное творчество. Эта связь между прошлым и настоящим, классикой и современностью, подчеркивает важность сохранения и переосмысления культурного наследия.
Стихотворение Вячеслава Орехова "Зачем напрасно с Музой спорить" представляет собой глубокое размышление о роли поэта и его взаимоотношениях с великими предшественниками. Образы Пушкина, вплетенные в текст, создают неразрывную связь между эпохами и напоминают о непреходящей ценности классической литературы. В день 225-й годовщины со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, это стихотворение звучит как признание в любви и уважении к великому поэту, чей гений продолжает вдохновлять и поддерживать новых творцов. |