Пятница, 26.04.2024, 12:30
Приветствую Вас Гость | RSS

  ФЕНИКС литературный клуб


Категории раздела
alaks
amorenibis
Элла Аляутдинова
Арон 30 Sеребренников
Вячеслав Анчугин
Юлия Белкина
Сергей Беляев
Борис Борзенков
Марина Брыкалова
Ольга Вихорева
Геннадий Гаврилов
Сергей Гамаюнов (Черкесский)
Алексей Гордеев
Николай Данильченко
Артем Джай
Сергей Дорохин
Маргарита Ерёменко
Яков Есепкин
Андрей Ефимов
Елена Журова
Ирина Зайкова
Татьяна Игнашова
Борис Иоселевич
Елена Казеева
Марина Калмыкова-Кулушева
Татьяна Калмыкова
Виктор Камеристый
Ирина Капорова
Фёдор Квашнин
Надежда Кизеева
Юрий Киркилевич
Екатерина Климакова
Олег Кодочигов
Александр Колосов
Константин Комаров
Евгений Кравкль
Илья Криштул
Сергей Лариков
Джон Маверик
Валерий Мазманян
Антон Макуни
Александра Малыгина
Зинаида Маркина
Ян Мещерягин
Здравко Мыслов
Нарбут
Алена Новак
Николай Павленко
Анатолий Павловский
Палиндромыч
Павел Панов
Иван Петренко
Алексей Петровский
Татьяна Пильтяева
Николай Покидышев
Владимир Потоцкий
Елена Птицына
Виталий Пуханов
Евгений Рыбаков
Иван Рябов
Денис Саразинский
Роман Сафин
Иван Селёдкин
Сергей58
Тихон Скорбящий
Елена Соборнова
Валентина Солдатова
Елена Сыч
Геннадий Топорков
Константин Уваров
Владимир Усачёв
Алексей Федотов
Нара Фоминская
Наталья Цыганова
Луиза Цхакая
Петр Черников
Сергей Черномордик
Виктор Шамонин (Версенев)
Ирина Шляпникова
Эдуард Шумахер
Поиск
Случайное фото
Блоги







Полезные ссылки





Праздники сегодня и завтра

Права
Все права на опубликованные произведения принадлежат их авторам. Нарушение авторских прав преследуется по Закону. Всю полноту ответственности за опубликованную на сайте информацию несут авторы.

Стихи и проза

Главная » Стихи и проза » Авторские страницы (вне сообществ) » Наталья Цыганова
Наталья Цыганова

Поэтический мир Елены Игнатовой и гипертроп как средство его создания

   Аннотация: статья посвящена анализу поэтических текстов современного поэта, барда Елены Игнатовой в аспекте создания поэтического мира с помощью гипертропа. Ряд стихотворений поэта является целостным образом, неразрывным сплетением тропов (метафоры, олицетворения, эпитета, сравнения и т.д.) и фигур речи (риторические вопросы, обращения, восклицания, повторы, анафора, полисиндетон, инверсия и т.д.). Использование гипертропов позволяет поэту создать яркий индивидуальный поэтический мир, позволяющий читателю (слушателю) по-новому взглянуть на привычные явления жизни.
   Ключевые слова: гипертроп, тропы, фигуры речи, контаминация, развёрнутая метафора, целостный образ.

   Материалом исследования послужили поэтические тексты (65 стихотворений) Елены Игнатовой.
   Выбор поэтических произведений Е.Игнатовой связан с высокой степенью активности анализируемого явления в её произведениях (в 47 из 65, причём 16 стихотворений как единая развёрнутая метафора в сочетании с другими тропами и фигурами речи). Изучение художественной речи одного автора открыло также возможности поиска закономерностей связи между исследуемыми явлениями в пределах индивидуально-авторского стиля.
   Прежде всего, стоит отметить, что художники слова используют средства выразительности и изобразительности. В статье С. Г. Николаева, Т. Г. Хазагерова выразительность  трактуется как способность речи удерживать внимание от начала до конца повествования, а изобразительность – как способность речи создавать конкретные образы и представления [Николаев, Хазагеров 1988]. Это же понимание представлено в более поздней работе Т. Г. Хазагерова, Л. С. Шириной [Хазагеров, Ширина 1994].
   Усилителями изобразительности речи являются тропы, фигуры, контаминация названных элокутивов (тропов и фигур). Они создают яркие рельефные образы, задерживающие на себе внимание адресата речи.
   Усилителями выразительности речи становятся связь «сцепления», эффект обманутого ожидания, конвергенция элокутивов (тропов, фигур), текстовые фигуры и их контаминация.
   Троп — перенос наименования, заключающийся в том, что слово, традиционно называющее один предмет (явление, процесс, свойство), используется в данной речевой ситуации для обозначения другого предмета (явления и т.д.). Русский язык. Энциклопедия. М., 1997.
 
   Использование тропов создаёт в художественной речи новые сочетания слов с новым их значением, обогащает речь новыми оттенками смысла, сообщает определяемому явлению то значение, оттенок смысла, который нужен говорящему, передаёт его оценку явления.
   Эстетическая функция использования тропов и их сочетаний в том, что троп – это основной способ создания художественных образов, а художественный  образ – это главная эстетическая категория. Тропы делают естественный язык языком поэтическим, дают ему возможность выполнять основную функцию поэтического языка – эстетическую.
 
   Основными функциями любого тропа являются следующие:
     1.    создание образа;
     2.    усиление впечатления;
     3.    выражение эмоционального состояния;
     4.    выделение предмета из ряда подобных [см. об этом подробнее Пекарская 1997].
   Любой троп в любом контексте выполняет все названные функции, но одна из них, как правило, преобладает (доминирует), является главной.
   Ср.: жестокий мороз и чудесная пора! – выделенные эпитеты выполняют все названные функции, но в первом высказывании преобладает функция создания образа, а во втором – выражения эмоционального состояния.
   Особенностью эпитета «жестокий» является ещё и то, что на него «накладывается» метафора в своей разновидности – олицетворении. В случае наложения одного тропа на другой следует говорить о контаминации тропов. В результате контаминации образуются гипертропы («укрупнённые» тропы), создающие более рельефный, глобальный образ, а значит, имеющие более высокий уровень прагматики (воздействия).
   Тропы, при помощи которых передан смысл гипертропа, входят в число компонентов художественного текста, рассматриваемого в образно-смысловом плане. В составе гипертропа они обычно вступают в отношения контекстуального взаимодействия, особенности которого являются объектом изучения лингвостилистики. 
   Реализуясь в пределах текстовой единицы, гипертроп участвует в передаче ее смысла. В частности, в материалах нашего исследования, то есть поэтических текстах Е.Игнатовой гипертроп в ряде случаев выступает стержнем всего стихотворения, создавая единый художественный образ.
   Гипертроп – сложное явление с точки зрения создания и восприятия. Это сплетение, неразрывное слияние нескольких тропов, что  позволяет автору текста не только усиливать зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта.
   Итак, тропы выполняют следующие функции: придают речи эмоциональность (отражают личностный взгляд человека на мир, выражают оценки, чувства при постижений мира); наглядность (способствуют наглядному отражению картины внешнего мира, внутреннего мира человека); способствуют оригинальному отражению действительности (показывают предметы и явления с новой, неожиданной стороны); позволяют лучше понять внутреннее состояние говорящего (пишущего); придают речи привлекательность. А гипертропы, являясь контаминацией (смешением) тропов, представляются основой картины индивидуального поэтического мира и позволяют создать целостный образ, оригинальный, необычный, способный вызывать эмоциональные ассоциации. 

   Поэтический мир художника слова немыслим без изобразительных и выразительных средств, называемых тропами и фигурами речи. У каждого поэта в арсенале излюбленные поэтические средства, которые помогают ему создать свою, индивидуальную картину мира. Наша задача – выявить и проанализировать не столько наиболее частотные средства создания поэтического мира Е.Игнатовой, сколько мастерство поэта в плетении целостного образа с помощью гипертропа.
Проанализировав стихотворения Е.Игнатовой (в количестве 65), мы обнаружили, что наиболее частотными являются такие тропы, как метафора, олицетворение, сравнение, эпитет, а также их комбинации (гипертропы) и сочетания тропов и фигур речи. 
   Е.Игнатова не только поэт, но и композитор, исполнитель своих и чужих песен, поэтому наиболее употребительные фигуры речи в её стихотворных – лексический повтор, антитеза, рефрен. Стихотворения Е.Игнатовой направлены на восприятие слушателей, и это обусловливает частое применение таких фигур, как риторическое обращение, риторический вопрос. Встречаются в стихотворных текстах и другие фигуры речи: антитеза, параллелизм, анафора. 
   Особое место занимает рефрен как текстообразующий элемент в следующих стихотворных текстах Е.Игнатовой: «Ничего не ясно», «Тебе», «Зимняя песенка о весне», «Я не поэт», «Снежная манна», «Стилизация», «Мелодия», «Время жатвы», «А я тебе лгала», «И осень, и солнечно», «Пришла за песней» (см.Приложение 1. Стихотворения Е.Игнатовой).
   Акцентом нашего исследования являются гипертропы в поэтических текстах Е.Игнатовой.
   Гипертропы используются в большинстве стихотворений поэта (в 47 из 65), а 16 стихотворений представляют собой единую развёрнутую метафору в сочетании с рядом других тропов и фигур речи, т.е. гипертропы: «Последний сугроб», «Непрошеная бессонница», «Предрассветное», «Я не поэт», «Ветреное», «Снежная манна», «Утреннее хокку», «Потрёпанный учебник», «Мелодия», «Время жатвы», «К концу сентября», «Стаканчик вина», «Августейшему», «Откровение неба», «Предрассветное», «А я тебе лгала» (Приложение 1. Стихотворения Е.Игнатовой).    Эти поэтические тексты являют целостный, неделимый поэтический образ, состоящий из тесного переплетения метафоры, олицетворения, сравнения и эпитета, т.е. сложную развёрнутую метафору, щедро украшенную такими приёмами и фигурами, как рефрен, инверсия, лексический повтор, риторические вопросы, обращения, восклицания, анафора и т.д.
   Так,  стихотворение «Последний сугроб» – абсолютное олицетворение явлений природы и животных, щедро приправленное метафорами, эпитетами, сравнениями: облако молодое, злые лучи, как собаки, обгрызают сугроб,  который болен и хмур и доживает последние дни, а голуби дружно воркуют ему отходную, и солнце смеётся, и песня синичек звенит, и ветер,  жестокой  весны  эпигон, обнимает сугроб, смертельным теплом пеленая… И вот перед нами живая картина угасания, таяния последнего сугроба и проявлений жизни вокруг, мы представляем чувства, мысли, характер и поведение всего, что видим в этот весенний солнечный день: сугроба, солнца, птиц, солнечных лучей, ветра, облака…
   В стихотворении «Предрассветное» образ спящего мира, дремлющей природы создаётся, прежде всего, повтором слова «спит», усиленным причудливыми эпитетами, неожиданными метафорами и, конечно, олицетворением всего в мире (как и всегда у Е.Игнатовой):
        Расстилаются поля полусонные,
      Спят цветы, забыв своё назначение,
      Рыбы спят, смакуя в жабрах течение.
      Спит  река, 
             о берег, сонная, плещется,
      Ей в туманах океаны мерещатся,
      Дремлют рощи, ветерка в ожидании -
      Спит предутренних часов мироздание...

   Стихотворение «Ветреное» – картина радости, света и лёгкости, где июнь, и небо, и зелень, и солнце, и ветер-дитя, и рощи-шумящие няньки. Развёрнутое олицетворение, метафоры и анафора помогают увидеть динамичную картину  шаловливых проделок ветра-дитя, который затевает с утра догонялки / С любым незнакомым авто, детскою гладит рукою / Зелёный подшёрсток полей./ Он ивам причёски ерошит,/С утра затевая игру,/И рябью чешуйчатой прошит/Под солнцем испуганный пруд.
   «Снежная манна» – стихотворение-метафора, описывающая впечатление лирической героини от снежного утра: «Какая краса! Снежною манной, снежною манной/Мир накормили с утра небеса». Рефрен и лексический повтор дают возможность читателю почувствовать восторг лирической героини. Кроме того, в стихотворении содержится аллюзия на известную сказку про чудесный горшочек, который варил кашу: Варит волшебный горшочек на славу – Падает сваренной каши крупа…

   Стихотворение «Потрёпанный учебник» – развёрнутая метафора человеческой жизни, где и суровая наука расставанья, и сладкая наука наших встреч, и главные событья сведены, и страдания отмечены курсивом,  и строчки мелкие надежды, и – главное – история любви.
   «Время жатвы» – развёрнутая метафора труда поэта, где поэт (в нашем случае – поэтесса) – весёлая жница, сам поэтический труд – время жатвы, время жать колосья-слова. Стихотворение построено не только с помощью рефрена, но и очень точного образа жницы, картины жатвы; дополняет поэтический образ и неожиданная концовка: 
        А сегодня пришла золотая пора, 
      Вышло время такое - 
      Жать колосья-слова, 
                     пот со лба утирать 
      И мечтать о покое. 

   Тему поэта и поэзии продолжает стихотворение «Стаканчик вина»: благодарность своей музе (Надо признаться, что грех мне на музу роптать -/ Сколько под осень она нашептала на ушко) и страх - а вдруг не придёт?, и ожидание: Ждать и лелеять беспечного с ней разговора,/ Чтобы потом на странице послушного ворда /Видеть, как ловко строку за строкою плетёт.
   О рождении поэзии бессонными ночами и стихотворение «Непрошеная бессонница» построено на риторических обращениях, восклицаниях и вопросах. Бессонница – не только источник мучительных воспоминаний, но и спутница вдохновения, время рождения поэтических строк.
   В стихотворении «Я не поэт» речь идёт как раз об особой роли поэта, о его способности быть «переводчиком» мимолётных, иногда трудноуловимых, тонких, но важных проявлений жизни, о его способности их описать словами: речей закатных, стихии водной, мольбы во взгляде... Эффект заклинания достигается рефреном фразы «Я переводчик».
   «Мелодия» - поэтическая история об отчаянии, когда  однажды невзначай, исподтишка Беда нагрянет,/ И вдруг покажется, что ноша - нелегка, /А жизнь - не пряник, и средстве возродиться, вновь обрести себя в жизни – через искусство: Тебя мелодия тихонечко берёт / Под белы ручки./ И вот она уже ведёт тебя туда,/ Где зла не помнишь…/ А днём  такая синева,  и не видна / У жизни кромка…

   Если не вся поэзия Е.Игнатовой, то существенная её часть может быть названа «В контексте времени года», в частности, осени. В стихотворении «К концу сентября» дожди превращают город в Венецию или в холст в потускневшей оправе, а солнце лишь мелькнёт, удивляя повадкою лисьей, и только медленно падают, падают, падают листья
   В стихотворении «Обещайте»: 
      Юный тополь под нашим окном
      Просветлённым становится Буддой. 
      И носители пёстрой листвы
      Солидарны с ним - на удивленье!
      И спешат, под разлив синевы, 
      К обновлению и просветленью.

   А стихотворение «Августейшему» – это  гимн великому музыканту, предвестнику осени Августу: 
      Август поставил аккорд на небесных ладах, 
      Равный мажору горячему 
                 кисти рябинной, 
      Ноты пернатые пробуя на проводах 
      Ловко расставить, 
              вербуя народ воробьиный. 

   Как и А.С. Пушкин, Е.Игнатова с трепетным восторгом говорит об осени, её красоте и яркости: 

      Как вкусно пахнет тление листвы 
      Сентябрьского пьянящего посола, 
      Как празднично под небом полусонным 
      Горение рябиновой главы.
(Короткая сказка)

   Внешний мир поэта Елены Игнатовой предстает как удивительный, волшебный, близкий лирической героине, которая с благодарностью относится ко всем проявлениям жизни и особенно трепетно – к природе, где всё живое, чувствующее, дышащее, страдающее или радующееся. В стихотворениях Е. Игнатовой нет противостояния лирической героини и внешнего мира, что  ярко выражено через цепь метафор с ключевыми словами: небо, солнце, красота, жизнь, надежда, синева, золото листвы…
   Большинство стихотворных текстов Е.Игнатовой содержат гипертропы (43 из 65) или даже построены на гипертропах (14 из 65), что говорит не только о богатстве воображения и тонком восприятии поэтом жизни, но и об умении использовать средства языка для создания собственного поэтического мира; более того,  умении так описать картину поэтического мира, что она становится близкой и понятной читателю.
   Итак, являясь гармонично выстроенным многогранным образом, гипертропы заставляют читателя вернуться к прочитанному, еще раз переосмыслить его, заставляют задуматься, попытаться найти новую смысловую интерпретацию уже знакомых понятий.


      Список литературы

   Игнатова Елена  / Стихи.ру stihi.ru/avtor/elenaignatova1 (дата последнего обращения: 13.08.2018)
   Пекарская, Егорченко 2005: Пекарская И. В., Егорченко О. Н. Конвергенция, контаминация, энантиоконтаминация орнаментальных средств языка (к проблеме описания взаимодействующих элокутивов) // Коммуникативная лингвистика: вчера, сегодня, завтра / Сборник материалов Международной научной конференции 13–14 июня 2005 г. / Под общ. ред. проф. Р. С. Сакиевой. – Армавир: АЛУ, 2005. – С. 182–191.
   Русский язык. Энциклопедия 1997: Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. – М.: Большая Российская энциклопедия, Дрофа, 1997. 
   Стилистический энциклопедический словарь 2003: Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожиной. – М.: Флинта, Наука, 2003.
   Хазагеров, Ширина 1994: Хазагеров Т. Г., Ширина Л. С. Общая риторика. Курс лекций. Словарь риторических фигур. – Ростов-на-Дону: РГУ, 1994.

Категория: Наталья Цыганова | Добавил: NeXaker (19.08.2018) | Автор: Наталья Цыганова ©
Просмотров: 910 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/4

Всего комментариев: 1
avatar
1 lena • 13:07, 19.08.2018
Как-то неловко ставить себе  пятак, но я преодолела  ложный стыд и поставила таки, тем паче, что поставила я оценку прекрасной работе Натальи Дмитриевны Цыгановой, кандитата, между прочим, философских наук!
Спасибо Наталье Дмитриевне и всем, кому будет интересен взгляд дотошного исследователя красоты и кому будут интересны мои стихи!
avatar
Форма входа


Рекомендуем прочесть!

Прочтите в первую
очередь!
(Админ рекомендует!)


Николай Ганебных

Алексей Еранцев

Владимир Андреев

Павел Панов

Елена Игнатова

Дмитрий Кочетков

Надежда Смирнова

Евгения Кузеванова

Тихон Скорбящий

Наталия Никитина





Объявления

Уважаемые авторы и читатели!
Ваши вопросы и пожелания
вы можете отправить редакции сайта
через Обратную связь
(форма № 1).
Чтобы открыть свою страницу
на нашем сайте, свяжитесь с нами
через Обратную связь
(форма № 2).
Если вы хотите купить нашу книгу,
свяжитесь с нами также
через Обратную связь
(форма № 3).



Случайный стих
Прочтите прямо сейчас

20 самых рейтинговых



Наши издания



Наш опрос
В каком возрасте Вы начали писать стихи?
Всего ответов: 114

Наша кнопка
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу.

Описание сайта



Мини-чат
Почта @litclub-phoenix.ru
Логин:
Пароль:

(что это)


Статистика

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сегодня на сайт заходили:

...а также незарегистрированные пользователи

Copyright ФЕНИКС © 2007 - 2024
Хостинг от uCoz