О положении дел Каменской прозы
Итак, каково в действительности сегодняшнее положение дел с художественной прозой (в общем) и у авторов-прозаиков (в частности) в Каменске-Уральском, несколько последних десятилетий позиционирующем себя «городом поэтов и металлургов», – не потому ли, что испокон веков поэзия считается более возвышенной, чем проза? И почему известнейший литературовед, литературный критик Леонид Быков в одном из своих выступлений сделал сноску, что, кроме члена Союза писателей СССР Николая Голдена, из каменских прозаиков больше никого не знает? Неужели и правда, что наибольшую литературную славу Каменску-Уральскому принесли только лишь его поэты?
Чтобы полноценно, всесторонне ответить на эти вопросы, никуда далеко ходить не надо, достаточно прийти в Центральную городскую библиотеку имени великого поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина и просмотреть газетные подшивки за последние двадцать лет… Или просто прогуляться по городским интернет-сайтам.
Почти сразу найдѐм бесспорное подтверждение уже ставшему известному далеко за пределами города определению, что Каменская проза традиционно является «падчерицей» по отношению к поэзии. Так что Леонид Быков оказался прав. Действительно, кроме Николая Голдена – старейшего каменского прозаика, первого в городе члена Союза писателей (ещё с советских времѐн!) и автора нескольких своих книг и многочисленных публикаций в центральных и региональных журналах, коллективных сборниках – из каменских авторов-прозаиков никто больше так широко, всеизвестно не «засветился». Глаза постоянно натыкаются на имена известных поэтов… Виталий Кодолов, Нина Буйносова, Евгения Кузеванова, Николай Мережников, Михаил Минин, Владислав Устюгов, Валерий Жуков, Елена Игнатова, Юрий Томилов, Татьяна Фѐдорова, Сергей Симонов и многие другие.
Потому, наверное, в 2005 году, как спасательный круг, для поддержания Каменской прозы было организовано издание газеты «Литературная пристань» (редактор – Игорь Краснов, оформление – Альберт Сайфулин, известный на Урале художник), отдающей все свои основные площади творениям наиболее одарѐнных каменских авторов-прозаиков. Это сразу сыграло существенную роль в определении немаловажной роли Каменской прозы и её места в литературной жизни города. А главное – к читателю широким шагом, твёрдо шагнула целая плеяда молодых, самобытных и перспективных авторов-прозаиков, каждый со своим видением мира и индивидуальной манерой изложения мысли на бумаге. Геннадий Магдеев, Алексей Еньшин, Алексей Аршинский, Владимир Ермошкин, Надежда Суворкова… О каждом можно говорить долго и много.
Геннадий Магдеев закончил режиссѐрское отделение Ленинградского института культуры и сценарный факультет института кинематографии…
Алексей Еньшин участник семинара молодых драматургов «Любимовка-2004» (Москва) и по специальности «Драматургия» закончил Государственный театральный институт (Екатеринбург), мастерская известного уральского драматурга Николая Коляды…
Алексей Аршинский лауреат престижной литературной премии журнала «Нева» (Санкт-Петербург)…
Владимир Ермошкин как автор-прозаик (а он ещё и стихи писал!) достойно представлял малую родину на литературных просторах страны, неоднократно входил в число победителей всероссийских литературных конкурсов и был даже делегатом Третьего съезда Международного союза писателей «Новый Современник»…
Неудивительно, что положение дел Каменской прозы как-то сразу существенно изменилось. В редакцию газеты поступало немало писем со словами благодарностью и читательскими откликами, авторы присылали свои тексты, они хотели публиковаться в «Литературной пристани». Всё это только укрепляло надежду редакционной команды, что к читателям обязательно выйдут третий, четвёртый и последующие номера нового издания. Всё потому, что каменским авторам необходим был читатель, читатели же, в свою очередь, жаждали новых имён, рассказа о литературной жизни города. Нужна была встреча. И местом этой встречи стала «Литературная пристань». Но в 2007 году из-за финансовых проблем (на Урале меценаты в литературу родного края не вкладывают, для них она – не «ходовой товар») «Литературная пристань» прекратила своё существование. И, лишившись последнего пристанища, на страницах которого можно было запросто объединиться и получить творческую поддержку, каменские прозаики опять-таки оказались не у дел, никому ненужные и обречённые дальше каждый по отдельности, «тихо сам собою…», «вариться в собственном соку». А тут ещё вдруг с нами не стало Николая Голдена, Владимира Ермошкина… Каменская проза понесла ощутимую, невосполнимую утрату. Тут ещё от литературных дел отошли Геннадий Магдеев и Алексей Аршинский… Первый тяжело болен и прозябает в одиночестве и нищете, второй решил попробовать себя в электронной музыке. Из Каменска-Уральского уехали Алексей Еньшин и Игорь Краснов, оба сегодня живут и творчески работают в Екатеринбурге – один в драматургии, другой в художественной и дневниковой прозе…
Как сложились дела у других представителей Каменской прозы – судить трудно, об этом нет никакой информации ни в СМИ, ни в Интернете.
Тем временем в самом Каменске-Уральском, один за другим, с успехом прошло аж несколько (!) Международных совещаний молодых писателей, в которых участие приняли литераторы не только со всей России, но из Украины, Белоруссии, Молдовы и Эстонии, что напрочь и оправдано закрепило за горо-дом новое определение – «литературная столица». Не зря же в нём на данный момент проживает около двадцати членов только Союза писателей, а есть ещё Российский союз писателей…
Сразу и закономерно возникает вопрос. Как это всё отразилось на положении дел Каменской прозы? Ответ один. По большому счёту… никак. О каменских авторах-прозаиках так никто и не вспомнил, они и тут нигде не «засветились». С поэзией – всё как всегда, представительно и на должном уровне.
Итогом, например, одного из последних совещаний стали рекомендации семи участникам совещания для вступления в Союз писателей России, трёх молодых авторов отметил Союз российских писателей и позвал в свои ряды. Каменскому поэту Илье Ненко было предложено издать вторую книжку, до этого он стал обладателем Гран-при Рождественского поэтического кoнкурca и выпустил свою первую книжку. Благожелательную оценку от руководителей семинаров получили Евгений Черников и Юлия Шaркунoва… Всё это, конечно, не может не радовать. Каменская поэзия молодеет и получает позитивный заряд – значит, с уверенностью можно утверждать, что у неё есть будущее… Да ещё какое!
Чего, увы, не скажешь о Каменской прозе и прозе в целом. Не потому только, что в России (в Каменске-Уральском и Екатеринбурге – стопроцентно) поэтов намного больше, чем прозаиков, ибо «поэт в России больше, чем поэт» и, как верно отмечают опытные авторы, «поэтом можно быть c детства, a прозаик должен созреть»… Хотя это всё тоже ох как немаловажно и требует серьёзного научного изучения. Речь идёт прежде об отношении поэзии к прозе, то есть о равных правах и реальном отношении между «собратьями по перу». Невольно создаётся впечатление, что в настоящее время (на местном уровне – особенно) у поэзии к прозе странное отношение… Если не сказать больше, она всячески притесняет её, лишает авторов-прозаиков всякой возможности хоть как-то проявиться и укрепиться в желании дальше заниматься прозой, стать равным в литературной семье. За примечательными фактами далеко ходить не надо. Вот один из «свежих», последних…
Игорь Краснов. Имя у многих в Каменске-Уральском на слуху, потому этого человека не нужно особо представлять. Тем более именно в Каменске-Уральском Игорь упорно, целеустремлённо взялся за осуществление своего желания стать профессиональным журналистом и писателем. Добился своего и двадцать лет проработал внештатным корреспондентом по социальным вопросам в различных СМИ. Его сразу с радостью приняли в Союз журналистов России. Он много хорошего, полезного сделал для каменцев… Да и каменцы отвечали ему тем же, всегда поддерживали в трудную минуту. Иван Никифорович Бакулин, Тамара Поротникова, Вячеслав Устюгов, Ирина Сапогова, коллеги из «Каменского рабочего», многочисленные друзья, его студенты… Всех просто невозможно перечислить. Человек оказался на своём месте и, что очень важно, востребовательными. Игорь лауреат Международного фестиваля «Литературная Вена», в котором оказался единственным из авторов-участников, кто попал в лонг-листы победителей трёх из пяти номинаций. В 2016-2017 годах в Екатеринбурге в свет вышли две его книги повестей и рассказов – «Такая вот жизнь» и «Дом ненужных людей»…
Казалось, открылась прямая дорожка в Союз писателей России – нужно только подать заявление. А вот нет! Тут-то как раз и началось «хождение по мукам». Выяснилось, что Игорю некому дать три рекомендации. Всѐ потому, что в Екатеринбургском отделении СПР не оказалось прозаиков, а когда узнали, что он из Каменска-Уральского, так прямо заявили: «Вот пусть в Каменске и дадут тебе рекомендации». Но в Каменск-Уральском отделении СПР тоже в основном одни поэты… Да и с вынужденным переездом в Екатеринбург Игорь теперь вовсе не каменский. Что ему делать, как быть дальше? Если не с теми и этим не нужен, всячески игнорируют – значит… «Без роду и племени»?
В общем, дело дошло до анекдотической ситуации. «Ты сам напиши себе рекомендации – мы подпишем».
Это что же получается? Мало того, что в Союзе писателей новым авторам художественной прозы некому давать рекомендации и для них, по большому счёту, путь в писательское братство напрочь заказан, так нужно ещё писать себе рекомендации! То есть сегодня в писательских организациях в корне изменились ценности, чем вообще является Союз писателей и какова его осново-полагающая роль в отечественной литературе, её росте и «взаимной помощи друг другу в целях содействия более успешному росту художественных сил» и художественного мастерства… Так что ли? Тогда не пора ли Союз писателей России переиначить в Союз поэтов России? Это сделать легко. Аббревиатура же нисколько не изменится, останется прежней – СПР…
А что, господа поэты, подумайте над этим!
Идея, вроде, оправданная… К тому же многие уверены, будущее отечественной литературы – в поэзии, с чем трудно не согласиться.
Потому очень уважаемый мной Леонид Быков, как бы то не было прискорбным, ещё долго не будет знать никого из каменских прозаиков или совсем о них никогда не узнает, потому как сегодня художественная проза – это вымирающий вид отечественной литературы, а значит… ни о каком будущем, эволюции вообще не приходится говорить. И с этим невозможно ничего поделать. Будущее за поэзией. В литературе – как в повседневной жизни, выживает лишь тот, у кого есть связи и покровители. Талант, художественное мастерство тут вовсе не причём. Это «второстепенный товар».
Октябрь 2019 г. |