Фаина Садовникова,
учитель русского языка и литературы школы № 1
«Рожденные жизнью стихи…»
О творчестве М.А. Минина
При всей самобытности, особенности и яркости каждого из регионов нашей необъятной России, при всей очевидности региональных особенностей, мы все же особо выделяем поэзию уральского меридиана. И хотя истинных поэтов ценят не за географическую прописку, а за художественное совершенство и эстетическую полноценность их слова, тем не менее нашему сердцу дороги поэты, вышедшие с Урала, воспевшие Урал, запечатлевшие в стихах неповторимые черты уральского региона, самоотверженный труд его людей.
Лучшие стихи каменского поэта Михаила Афанасьевича Минина – это исповедь души, исповедь сердца, это фрагменты лирического написания для познания собственного «я».
На мой взгляд, у Минина острее и ярче, чем у кого-либо из каменских поэтов, прозвучал мотив неделимого родства деревни и города, неделимости, опирающейся на трудовые истоки:
Народ вдоль Каменки-реки
СелилПахали землю мужики,
Да в кузнях били молотки
На улице Крестьянской…
(«Тропинка к храму»)
Он видит каменскую землю труженицей и кормилицей, поэтому в его стихах так остро ощущается рабочее дыхание, неукротимое желание помочь родной земле, вскормившей его.
Где раньше был поселок маломальский,
Вода шумела, падая с плотин,
Родился Каменск, отчеством Уральский,
И это значит – он Урала сын.
……………………………………………..
Мы множим славу древнего Урала,
Наш город знает, что такое труд:
Быстрей поток крылатого металла
И крепче звон стальных синарских труб.
(«Каменск-Уральский»)
Неповторимая красота каменских пейзажей вдохновила Михаила Афанасьевича на создание одушевленных, очеловеченных образов памятников природы. Таков, на мой взгляд, образ горы Богатырек, воссозданный в стихотворении «Беседа с Богатырьком»:
– Давно ль, скала Богатырек,
Несешь былинное названье?
– Монах однажды так нарек:
Они тогда по послушанью
Ходили в бор грибов набрать
Да с косогоров ягод чистых.
Давно ль то было – как сказать?
Лет так четыреста иль триста.
Вам, людям, только б все считать:
Века, часы, секунды, годы,
А также любите назвать
Себя властителем природы.
Подобное постоянное вживание в предметы мира требует от поэта пристального внимания к окружающему, неравнодушия ко всему сущему.
Сжигает лето за собой мосты:
Березняки исходят желтым жаром,
И вспыхнули шиповника кусты
Цветною оторочкою над яром.
Спешит огонь по травам и лесам,
Но дым невиден. Воздух горько-сладок.
Раздать сентябрь торопится листам
Весь жар сгоревших в небе летних радуг.
(«Перед листопадом»)
«Глаза и слух», устремленные в мир, в жизнь природы, нужны не только для того, чтобы воспринять окружающее во всей свежести и первозданности, в яркости красок и точности деталей, не только для того, чтобы увидеть в природе внутренний драматизм, но и для того, чтобы уловить мгновения гармонии, момент слияния с ней своей духовной сути. Через драматизм и разлад к гармонии, ся недворянский:
к единению с природой – таков путь, который избирает для себя лирический герой стихов Михаила Минина.
…Чудо! Впору снять фуражку:
Над ложбинкой, близ ракит,
На весь мир одна ромашка
Белой свечкою горит.
Взять? Сорвать? Свезти не в тягость
В городскую кутерьму –
Только как такую радость
У поляны отниму?!
(«Последняя ромашка»)
Именно здесь, в единении с природой, проходит человек первую школу чувств – с самых ранних лет. И, наверное, тот, кто не будет безучастен «к плачу июльских трав», к «дотлевающему в лимонных сумерках солнечному свету», к «хрусту за день намокшего снега», тот не безучастен и к человеческому горю или радости. Взаимной связью, объединенностью, как с миром трав и растений, так и с миром людей силен человек. И тогда возникает на вопрос о том, что дает человеку силы жить, ответ находится в утверждении объединенности людей общими чувствами и усилиями.
Я поливаю Алины цветы.
Вот появилась первая фиалка.
Растила их под робкие мечты
О будущем. Его не будет… Жалко…
И жалки, и бессильны все слова,
Чтоб высказать, как одиноко стало,
А вот фиалка венчик подняла
На тонком стебельке – и все сказала…
(«Алины цветы»)
Источники:
1. Минин М.А. Времена / М.А. Минин. – Каменск-Уральский, 2004.
2. Минин М.А. Разнолетье / М.А. Минин. – Средне-Уральское бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей РСФСР, 1991.
3. Субботин А. Горизонты поэзии / А. Субботин. – Свердловск, 1988.
|