Когда я заканчивала седьмой класс, в нашем микрорайоне заложили фундамент новой школы и вежливо попросили очистить помещение той, в которой мы учились. Поэтому нас перевели в «избушку», или «курятник», как мы его потом называли. Это был чей-то старый бревенчатый дом. Какому-то купцу, я думаю, жилось в нем привольно. Но для школы он был, мягко говоря, маловат. Там толком не было ничего для проведения уроков, даже света. В нашем классе висела одна единственная «лампочка Ильича».
Директором школы назначили Игоря Николаевича, нашего учителя физики. Мужчина лет сорока, невысокого роста, со светлыми волосами и в очках, разговаривающий негромким, но твердым голосом. Одетый в строгий костюм серого цвета, он был строг и к нам. Но мы любили его, потому что Игорь Николаевич всегда оставался замечательным учителем и тоже любил нас.
Он воодушевленно взялся за дело. Но быстро, как известно, ничего не строится. В «курятнике» мы проучились целый год. Многие там испортили и зрение, и желудки.
Зато к сентябрю следующего года школа была готова. И мы вошли в новое, чистое, светлое здание, с оборудованными для каждого урока просторными классами, с огромной столовой, спортивным и актовым залами. Оно стало для нас родным.
Игорь Николаевич успевал все: и решать проблемы, как директор, а их было немало, особенно когда школа только возводилась в то время тяжелое, перестроечное; и заниматься с нами, как учитель, не только физикой, но и астрономией.
Он так интересно вел уроки, что даже девочкам нравились его предметы. По физике мы писали конспекты, выхватывающие самую суть материала, и учили их наизусть. Было очень удобно готовиться по ним к следующему уроку или к контрольной работе. Игорь Николаевич говорил нам о сложном просто. На самом деле это редкий дар: преподнести новую тему так, чтобы у ученика не возникло вопросов. И он им обладал.
Как-то раз первым уроком в расписании стоял урок физики. Мы сидели за партами, когда Игорь Николаевич вошел в класс. В этот момент мы встали, как обычно, приветствуя учителя.
А он прошел за кафедру, положил на нее классный журнал, постоял там, о чем-то думая. Спустился, прошелся перед партами туда и обратно несколько раз. Мы стояли и ждали, потому что учитель не дал разрешения садиться. В какой-то момент даже начали тревожиться, не натворили ли чего.
Наконец, спустя долгих минут десять, он вдруг остановился, посмотрел на меня и сказал: «А я думаю, что же случилось, оказывается, Марина подстриглась!» После этого он, наконец, поздоровался, и мы шумно сели, облегченно при этом вздохнув.
А все потому, что накануне мама, по моей просьбе, обрезала мне косу. До этого мои длинные русые волосы были намного ниже поясницы. Теперь моя коса лежала дома на тумбочке, как кусочек детства, которое вмиг закончилось.
А произошло это большое событие так. Враз повзрослев и внимательно изучив себя в зеркале после стрижки, я поняла, что для завершения образа не хватает кудрей. Накрутив свои волосы на мамины бигуди, я с нетерпением стала ждать наступления утра и уже предвкушала, какой произведу в школе фурор!
Утром я проснулась совершенно другим человеком.
Когда зашла в класс, даже парни, которые старались показать, что на нас (девочек) особого внимания не обращают, были ошеломлены моей новой прической.
Лучшая подруга Ленка сказала, что я Маргарита. Мы как раз в это время проходили Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Я так удивилась, что спросила «почему?». Лена ответила, что она всегда именно так и представляла Маргариту, с кудряшками, как у меня. Я осталась довольна произведенным впечатлением.
Вторым уроком шла астрономия, где мы изучали расположение планет вокруг Солнца. Игорь Николаевич часто объяснял тему наглядно, прямо на учениках. Это был действенный метод, потому что нам сразу становилось все понятно.
Вот и сейчас он внимательно посмотрел на класс и сказал, что я буду солнышком, а сидящие вокруг ребята – планетами. Было так необычно, и в то же время приятно, что меня выбрали Солнцем. Я до сих пор помню это чувство.
Вечером Игорь Николаевич пригласил нас во двор школы понаблюдать за Луной. Он принес из дома телескоп, установил его на треногу, и мы по очереди разглядывали в него спутник Земли. Попутно Игорь Николаевич рассказывал нам о ярких звездах, виднеющихся на темном небосклоне. О них я могла слушать бесконечно. Время, проведенное с нашим учителем, незабываемо.
Вспоминая его, я хочу, чтобы таких преподавателей было как можно больше. Чтобы они также ответственно относились к своим ученикам, могли заинтересовать и поддержать их, если будет нужно. Игорь Николаевич был педагогом, способным не просто научить школьной программе, но и поднять самооценку, укрепить веру в себя, такую хрупкую в подростковом возрасте.
Когда мои друзья рассказывают о своей юности, это почти всегда годы студенчества. А я сразу вспоминаю школу, наш класс, Игоря Николаевича. То прекрасное неповторимое время, в которое с удовольствием бы вернулась, потому что была счастлива тогда. |