Виссарион Красно-Белинский
Евангелие от Владимира Бурдина
Стихотворение Владимира Бурдина "Евангелие от меня" (оно же – текст одноимённой песни) представляет собой сложное и многослойное произведение, в котором автор исследует темы религии, алкоголизма, отчуждения и самосознания через призму христологических мотивов и образа трикстера. В основе этого стихотворения лежит контраст между возвышенным религиозным контекстом и низменной реальностью жизни лирического героя.
Лирический герой многократно упоминает Иисуса Христа, проводя параллели между собой и ним:
"Передвижное шапито-голгофа, весь вечер на арене - Иисус Христос демонстрирует свой еврейский профиль, бородку клинышком и острый нос."
Сравнение с Иисусом Христом подчеркивает страдание и самоуничижение героя, который чувствует себя мучеником, но при этом понимает, что его страдания — это фарс.
Герой говорит о своём возвращении, которое он сравнивает с воскресением:
"Я вернулся! Ты этому рада? Значит, стоило воскресать!"
Это воскресение не приносит облегчения или спасения, оно скорее акцентирует его отчаяние и внутреннюю пустоту.
Герой называет своё повествование "Евангелием от меня", противопоставляя его каноническим евангелиям:
"Слушай Евангелие от меня."
Эта исповедь наполнена правдой о его жизни и страданиях, и в ней нет ни святости, ни спасения — только горькая реальность.
Трикстер — это архетипический персонаж, который встречается в мифах, фольклоре и литературе разных культур. Трикстеры известны своей хитростью, непредсказуемостью и способностью нарушать установленные нормы и правила. Они часто обманывают других, создают хаос и вызывают смех, но при этом раскрывают важные истины и обнажают скрытые аспекты реальности. Трикстеры могут выступать как в роли героев, так и в роли антагонистов, их действия зачастую имеют двойственный характер: они могут быть разрушительными, но также и созидательными.
Почему лирический герой Бурдина трикстер?
Потому что Бурдин-персонаж собственного произведения нарушает социальные нормы своим поведением и откровенностью. Он открыто говорит о своем алкоголизме и презрении к общественным стандартам:
"И не надо звонить в неотложку, я в себе, я в своем уме. Все не так трагично и сложно, просто пить надо тоже уметь."
Это нарушение общественных ожиданий и норм типично для трикстеров, которые не боятся выходить за рамки дозволенного.
Герой использует ироничные и пародийные образы, чтобы высмеять религиозные символы и общественные институты:
"Сам Господь - режиссер-постановщик, две тысячи лет программу не будут менять. А я напьюсь, я стану ближе и проще, так что слушай Евангелие от меня."
Такая ирония и пародия — ключевые черты трикстера, который использует юмор для разоблачения и критики.
Поведение лирического героя создает ощущение хаоса и разрушения. Его пьянство, цинизм и сарказм разрушают идеализированные образы и иллюзии, в которых живет общество:
"Может Иисус Назаретянин Один день напиться и нести чушь, Выношенную за решеткой годами И выброшенную, Как шестерочный куш?"
Трикстер часто выступает как разрушитель иллюзий, который через хаос и непредсказуемость раскрывает истинное лицо вещей.
Лирический герой одновременно вызывает жалость и отвращение, смех и грусть. Его действия и слова имеют двойственный характер:
"Слушай, это я среди ночи, ловлю о двух белых крыльях коня. Цирроз печени и камни в почках - это тоже Евангелие от меня."
Такая амбивалентность свойственна трикстерам, которые объединяют в себе противоположные качества и вызывают у окружающих смешанные чувства.
Через свои рассказы и поведение лирический герой обнажает скрытые аспекты реальности и своей внутренней жизни, часто шокируя и вызывая размышления:
"Слушай, может быть, я стал хуже? Может, я расчувствовался на небесах, но когда я пью с похмелья из лужи, я вижу там отраженье Христа."
Трикстеры часто действуют как катализаторы, заставляющие людей взглянуть на мир и на самих себя под новым углом.
"Евангелие» от Владимира Бурдина демонстрирует сложное переплетение христологических мотивов и темы трикстера. Лирический герой воплощает в себе черты трикстера, нарушая нормы и правила, используя иронию и пародию, создавая хаос и разрушая иллюзии. Его поведение и слова одновременно вызывают жалость и отвращение, смех и грусть, обнажая скрытые аспекты реальности и заставляя читателя задуматься о природе страдания, вере и роли индивидуума в обществе. Через сочетание христологических мотивов и образа трикстера, стихотворение приобретает глубину и многозначность, делая его мощным выражением внутреннего мира лирического героя.
|