Первый фестиваль «Зелёная карета» состоялся весной 1981 г. в ДК «Строитель». Организаторами выступили: туристы и комсомольцы. Среди лауреатов: Елена Игнатова, Ольга Лунёва (г. Каменск-Уральский), Владислав Шадрин (Нижний Тагил). Гости: - Василий Мешавкин (г. Нижний Тагил)
Второй фестиваль состоялся через 10 лет по инициативе Аркадия Мацкевича (турклуб «Тропари»), Ольги Лунёвой (КСП «СИАМ») и Елены Игнатовой. Фестиваль прошёл в третьи выходные августа на слиянии рек Камышенки и Исети и совпал с небезызвестными «августовскими событиями» в г. Москве.
Фестиваль собрал гостей из Серова, Екатеринбурга, Асбеста, Нижнего Тагила, Качканара, Серова. Жюри под председательством Елены Игнатовой (по другим сведениям: Ольги Лунёвой) присудило звание Гран-при автору остросюжетных песен Сергею Симонову из с. Новоисетское Каменского района, представителю рок-диаспоры.
В 1993 г. Гран-при фестиваля присудили Павлу Лоренко из Каменска-Уральского.
В 1994 году фестиваль впервые обосновался на месте бывшей базы отдыха «Черёмушки» завода ОЦМ, названном впоследствии (в 2005 г.?) краеведом Валерием Гусевым (отцом лауреата фестиваля Елены Блажеевой (Гусевой) – урочищем Зелёная карета.
В 1995 г. фестиваль единственный раз (в 20 веке) не доехал до своего постоянного места, обосновавшись на месте брода через Камышенку в одной из излучин реки.
С 1996 по 2009 г. место фестиваля оставалось неизменным.
В первые годы (вплоть до начала века) оргкомитет фестиваля во главе с председателем Надеждой Поплыгиной (позднее - Ириной Генцель) проводил политику «местечковой самодостаточности», формируя состав жюри исключительно из местных деятелей культуры и авторской песни, в том числе: Елена Игнатова, Ольга Лунёва, Людмила Матис, Юрий Возчиков, Дмитрий Милованов, Александр Шалобаев, Владимир Симонов, Виктор Врублевский. Так, уже на первом фестивале волею оргкомитета из состава жюри «были выведены» такие знаковые в мире российской авторской песни фигуры, как Владимир Туриянский, Анатолий Киреев, Сергей Боханцев. (Впрочем, случались и нередкие исключения из правил в виде включения в состав жюри известных бардов и функционеров авторской песни, таких как челябинцы грушинский лауреат Татьяна Фоменко (1994) и Константин Просеков (1994, 1996)), лауреат Грушинского фестиваля 1997 г. Маргарита Карбанёва (Верхняя Салда, 1998), Виталий Харисов (г. Казань, 2000), Олег Седелев (г. Челябинск, 2002), Владимир Зуев (г. Екатеринбург, 2006), дипломант Грушинского фестиваля Геннадий Балахнин (г. Тюмень, 2007).
Нередко, приглашение иногородних звёзд выливалось в конфликтные ситуации между судьями и оргкомитетом, как, например, в 1996 г., когда оргкомитет отменил решения жюри, назначив собственных лауреатов*. Среди участников «Зелёной кареты» в эти годы можно отметить Сергея Симанова, Константина Евсеева, Андрея Курочкина, Сергея Жижина, Евгения Реутова (дипломант 1995г.), Наталью Санникову, Нейла Прокина, ансамбль «Синий крокодил», Василия Муравьёва (с. Покровское), Виктора Казьмина, Сергея Тушкова (с. Новоисетское Каменского района), Ольгу Кривоногову (Полякову).
В 1999 г. Гран-при фестиваля был присуждён ансамблю из с. Новоисетское «Синтаксис». Группа из с. Новоисетского ещё трижды завоёвывала звание лауреата фестиваля «Зелёная карета», а в 2002 году повторили успех, завоевав звание Гран-При.
Этой победой фактически завершилась эпоха побед каменских авторов-исполнителей. В дальнейшем победы каменских бардов сошли на нет, что было частично обусловлено переездом некоторых авторов-исполнителей, прекращением творческой деятельности других, а в основном – дискриминацией авторов, как класса, уничтожением института авторства в г. Каменске-Уральском, что произошло отчасти посредством политики фестиваля, осуществляемой оргкомитетом ЗК. Начиная с фестиваля 1997 г. из фестивальной программы исчезли такие «классические номинации», как «Полный автор», «Композитор», «Поэт» (что подавалось как ноу-хау и ставка на поиск новых форм), заменённые нововведениями – «Однокаретник» (т.е. лауреат фестиваля прошлых лет, по сути – конкурс среди бывших лауреатов), «Нью», «Просто песня!», «Бард-стандарт» и другие.
Изменения, произошедшие на фестивале были поданы новыми идеологами как поиски новых форм и своего лица фестиваля, впоследствии получившего многообещающий псевдоним «мультиформатность». Отчасти, эти изменения носили объективный характер в силу вышеописанных обстоятельств. К тому с самого первого «лесного» фестиваля в программе укоренилась так называемая рок-формация, представители которой занимали заметное место в фестивальном «табели о рангах»: Сергей Симанов, Евгений Реутов, Евгений Игнатов, Сергей Артамонов (группа «Синий Крокодил»), позднее группы «Доброе утро», «Музей, «Негатив», «Метеофронт» и другие.
Своеобразной реакцией на деформации в организме фестиваля и на другие болячки и симптомы явился альтернативный фестиваль в фестивале под названием «Малый проспект Зелёной кареты», проведённый Еленой Игнатовой и Сергеем Симановым в 2002 году в рамках «Зелёной Кареты» Фестиваль был организован по образу и по подобию аналогичного фестиваля «Второй Канал Грушинского фестиваля». "Малый проспект", должный по задумке его организаторов вернуть утраченное внимание к Его Величеству Автору, вызвав массу негативного отношения со стороны оргкомитета, не имел в дальнейшем последующего развития (отчасти, из-за переезда Елены Игнатовой сначала из с. Новоисетского в Челябинск, а затем в г. Абакан)
Только спустя целое десятилетие, а именно в 2013 году прошёл «Второй Малый Проспект». Предпосылкой проведения фестиваля стала очередная «перезагрузка» «Зелёной кареты» и переоформление её в парково-скверный" и зальный варианты, вызванная «санкциями» и запретами силовых структур в лице пожарных служб. Переезд фестиваля в городскую черту вызвал резкое негативное отношение фестивальной общественности в лице главных организаторов Карет на протяжении всех лет – туристов клуба «Тропари», которые не смотря на официальные запреты со стороны ведомственных силовых организаций, ежегодно собирались в традиционном месте в традиционные сроки. Постепенно укоренилось и название этих туристическо-корпоративных слётов - «Малый проспект Зелёной кареты» - как некоторая альтернатива зальной Карете.
Сам процесс «переоформления» документации «официального» фестиваля, сопровождаемый сменой руководства и изменением состава оргкомитета и внутриоргкомовской иерархии, осуществляемый путём самоназначений, был квалифицирован «тропарями», как рейдерский захват фестиваля, что автоматически наделило фестиваль новой формации («Малый Проспект») «освободительными функциями»
Некоторое время проводилось одновременно два фестиваля «Зелёная Карета». Попытка Аркадия Ивановича Мацкевича накануне своей кончины (18 января 2013 года) объединить фестивали под единым брендом «Юбилейной Кареты» (ХХV фестиваль в 2014 году), собрав обе команды на старом традиционном месте была воспринята бард-общественностью города изъявлением воли и своеобразным завещанием отца-основателя фестиваля, после чего официальная Карета вернулось на своё историческое место.
Примечания:
* «…Увы, не обошлось без скандала. К сожалению, я должен был уехать рано утром в воскресение и по этой причине не был на награждении. А произошло вот что. Организаторы фестиваля выразили своё крайнее неудовольствие, что ни один из Каменск-Уральских бардов не попал впризеры. He мудрствуя лукаво, они аннулировали pешение жюри и учредили своих призёpов cpеди автоpов и композитоpов! He знаю, был ли где-нибудь и когда-нибудь подобный прецедент, но в моей многолетней практике работы в жюри – это впервые. Да, бывали обиды, сетования организаторов на необъективность. Но ТАКОЕ….»
© К.Просеков (г. Челябинск)
Источники:
Просеков К. Новости всякие на 8.11.96 – 4/4 [электронный ресурс] // Константин Просеков // lib himoza: [сайт]. – 08.11.1996. – URL http://lib.himoza.org/KSP/sandd/11080496.txt
Другие ссылки:
http://lib.ru/KSP/sandd/11080496.txt
http://lib.guru.ua/KSP/sandd/11080496.txt |