Орехов Вячеслав Юрьевич (настоящая фамилия – Казанцев) - русский поэт, панк-рок-деятель, строитель. Родился 21 июня 1966 г. в Каменске-Уральском.
Дед будущего поэта Александр Иосифович (хотя должен был быть Осиповичем – по прадеду будущего поэта, «история, практически, обратная «мандельштамовской») Казанцев был редактором газеты «Каменский рабочий», из-за чего внук, причастный к литературному творчеству и дабы не компрометировать имя заслуженного коммуниста своими нон-конформистскими позициями, взял себе псевдоним.
Закончил 31 школу в 1983 году. Некоторое время, по жизни склонный к лицедейству, занимался в театре Людмилы Фокиной. В 1988 году закончил Уральский электронно-мезонный институт импульсной техники (УЭМИИТ), а проще уральский электро-механический институт инженеров транспорта по специальности ПГС - промышленно-гражданское строительство.
Работал на стройках мастером, прорабом. В 1988 г. вместе с Евгением Реутовым основал одну из первых на Урале панк-групп – «Пораженцы», чьё появление спровоцировало зарождение в Каменске-Уральском мощней панк-волны.
Совместно с Сергеем Симоновым вели на Каменском радио эпатажную передачу «КУрок» (Каменск-Уральский рок), из-за скандальности которой имел серьёзные осложнения с местными бандитами (считается, что программа спровоцировала появление в Каменске-Уральском так называемой музыкальной мафии)
Работая на стройке мастером, эпатировал своих подчинённых и начальство то чересчур длинным «хайером», то «ирокезом». В августе 1991 года, во время путча совершил постриг под «Ильича». Направлялся на баррикады в Москву, но не достиг цели, «зависнув» в столице Урала, где участвовал в волнениях: устраивал театрализованные представления и перформансы, пел панковские и революционные песни в образе Вождя на митинге на площади Пятого года, подобным образом пытаясь превращать трагедию в фарс. Поступок получил резонанс в прессе, прошёл сюжет по Четвёртому Каналу на ТВ.
Ранняя матерщинная поэма Орехова «Ванька-Вань» имела локальную известность среди местного населения, фактически «прокармливая» своего создателя в тяжёлые времена, являясь пропуском на различные пирушки и попойки в незнакомых компаниях. Именно благодаря её популярности, а также успеху многочисленных юмористических эротических стихотворений, афоризмов, одностиший, авторских анекдотов (самый известный из которых: « - Пушкин! – Чё?», давший название одноимённому самиздатовскому журналу) вскоре получает «титул» Уральского Баркова.
Вместе с Евгением Реутовым записал компакт-диск «Песни из-за колючки» (проект «Евгений Онегин») на студии "НП- рекордз" в г. Екатеринбурге, а также около двадцати магнитоальбомов (гр. «Пораженцы», «Настоящий современный мужчина») . Сотрудничал с группами «Кооператив Ништяк» (г. Тюмень), «Близкие покойного» (с. Новоисетское).
Песни Вячеслава Орехова исполняли группы « Пораженцы» , «Кооператив Ништяк» , «Настоящий современный мужчина» , «Близкие покойного» , «Трибуна-Л» (с. Колчедан), «Окоп Котлованофф», «Синтаксис», «Неправильные пЧЕЛЫ» и другие. Наибольшую известность получили песни Орехова «Оттянусь», «Тополя», «Родина», «Подруга Осень», «Я голосую за стрёмную жизнь»
В 1995 году стал победителем городского Рождественского поэтического конкурса. Печатался в самиздате, местных газетах, в коллективных сборниках «День поэзии. Каменск-Уральский – 95», «Рождественский поэтический» издательства «Калан», «Нагая муза», «Духовной жаждою томим» издательства «Банк культурной информации (г. Екатеринбург), «Каждый корень в земле не прост» и других.
В последующие годы побывал в роли бизнесмена, безработного, бомжа и во всесоюзном розыске. Несколько раз сменил место жительства, переехав сначала в г. Таганрог, затем в Санкт-Петербург, с чем связывает угасание творческой деятельности вплоть до полного прекращения.
Выезд со своей квартиры на Московской сопроводил очередным перформансом – торжественным выносом поэтического архива на помойку, в результате которого были практически потеряны все написанные до этой поры произведения.
Разведён. Отец Алисы Казанцевой (в 2010-2012 г.г. заместителя главного редактора газеты «Удача») Любимая музыка – «The Doors». Любимая книга «Преступление и наказание» Деятельность (после 2000 г.) – строительство и самокопание.
«МОИ СТИХИ РАЗБАВЯТ ГОРЬКОЙ ВОДКОЙ…»
Когда-то Слава Орехов, иронически подтрунивая над собой, написал: «Тридцать лет мне уже, а я всё ещё езжу в троллейбусе»… накануне сорокалетия появились его не менее отчаянные строчки: «Сорок лет, бля, как сорок разбойников»…
Что ж, жизнь, как водится у настоящих поэтов, не задалась, хотя Орехова уже сейчас называют живым классиком, а стихи его наизусть цитируют и последний забулдыга, и высокий литературный (и не только!) босс. Одной из незадач, выпавших на долю поэта, можно назвать и ту, по которой мы помещаем сегодня его стихи в рубрике «Диаспора» (Хотя, вроде, что может быть лучшим пропуском в большую поэзию, как не его нынешняя прописка – Санкт-Петербург?)
Физическое бытование поэта и собственно поэтическая судьба зачастую не совпадают, потому авансов, выданных талантом, задатками гениальности, обычно на жизнь не хватает. И вот уже становится возможным появление на свет таких, глубоко сидящих в душе строк:
Рука осилит трудную строку: «Не
наступит двадцать первое июня…»
И скоро в этот день ореховеды
всем скопом на Московскую поедут?
Строка к строке и стопкою за стопкой
мои стихи разбавят горькой водкой.
С днём рождения, поэт!
Сергей СИМОНОВ.
«Литературная пристань», № 2, 2006 г. |