Все права на опубликованные произведения принадлежат их авторам. Нарушение авторских прав преследуется по Закону. Всю полноту ответственности за опубликованную на сайте информацию несут авторы.
Главная » 2009»Ноябрь»6 » МЫ В ДОМЕ ТОМ БОЛЬШОМ ЖИВЕМ... ("ДОМ" С ПЛАНЕТЫ "ГОНГ")
12:13
МЫ В ДОМЕ ТОМ БОЛЬШОМ ЖИВЕМ... ("ДОМ" С ПЛАНЕТЫ "ГОНГ")
Переплетение жанров, стилей и музыки. Грусть и счастье, злоба и веселье, беспощадность и доброта - такие противоречивые чувства слились воедино в кукольном спектакле «Дом» Театра актеры и куклы «ГОНГ». 31 октября на сцене Социально-культурного центра мы вкусили это необычайное действо. 17 новелл, соединенные в спектакль, рассказали нам о жизни и смерти, о скоротечности любви, о душе и свободе, заставив задуматься о нашем существовании. Мы растворяемся в проблемах бытия, не замечая, что совсем погрязли в рутине дней, в суете забот. За всеобъемлющим понятием «мир» скрывается нечто большее, чем просто существование по инерции… По сути своей «ДОМ» и есть – светлая проповедь добра, мира и любви. Великолепная режиссёрская работа и прекрасный актёрский ансамбль. Чувствуется, что актеры влюблены в свое дело, играют искренне, увлеченно, азартно. Автор и режиссёр спектакля Тахир Ибатулин, главный художник Наталья Чильникина ищут новые пути в искусстве.
«Мы в доме том большом живем, что называется вселенной, Мечты, надежды, счастье в нем – так бесконечны и нетленны… Нам жизнь дана всего лишь раз, прожить ее нам с пользой важно Нам куклы образ передаст: «Живи, люби, борись отважно!»
Это одна из зрительниц, впечатленная постановкой, посвятила спектаклю такие незамысловатые, но очень душевные строки. Хоум, хаус, хусет, каса, мейзон, байт, ие, ий… На всех языках мира это – дом. Мы живем в мире, который называется «ДОМ», где и проходит вся наша скоротечная жизнь! И лишь душа бессмертна! Почти 100 кукол: тантамарески, планшетные, верховыетростевые, марионетки, маски - оживают и разговаривают с нами на своем языке. Они завораживают, умиляют воображение, трогают наши сердца. Спектакль интернационален, как танец, музыка и пантомима – искусства, понятные без слов любому жителю земли. Каждый жанр имеет свой язык выразительности. Кукла – это образ, позволяющий нам познать глубину и высоту нашего бытия. «Без понимания сущности куклы невозможно понять и человека - утверждал еще Салтыков-Щедрин. – Из всех существующих в мире загадок, тайна куклы самая загадочная». «Кукольный театр», - если верить Достоевскому, – это фантастическая реальность». И совершенство может быть достигнуто только существами, не обладающими сознанием или обладающими бесконечной сознательностью. А это возможно только для кукол и богов.
Ольга Сафронова
«ДОМ» С ПЛАНЕТЫ «ГОНГ»
Кризис! Проблемы! ЖКХвойны!.. На этом безрадостном фоне нашей действительности как радуга, как солнечный зайчик, как летний дождь напополам с солнцем – спектакль театра «Гонг» «Дом»! Те, кто шли 31 октября в зал СКЦ на премьеру, знали, что «Гонг» способен удивлять и радовать: вспомним спектакли «Дурочка», «Сон», «Ящерица»… Но тому, что происходило на сцене в этот вечер, пожалуй, наиболее точно соответствуют слова Достоевского о театре кукол – «Фантастическая реальность»! И действительно, как еще можно назвать то зрелище и те образы, действующие на сцене: люди, куклы, предметы?.. Сочетание яркого необычного зрелища с напряженной работой мысли. Тут и философская притча, и изящная миниатюра в стили японских стихов танка, и яркие шоуномера. И все это ради того, чтобы зритель ощутил свое единение с миром, почувствовал, насколько в нем все взаимосвязано… И только любовь и добро могут сохранить это хрупкое равновесие. Невозможно все это прочувствовать не побывав на спектакле, но мы попробуем воссоздать общую картину премьеры с помощью впечатлений зрителей, беседы с режиссером и собственных ощущений. «Чем дольше я смотрела спектакль, тем больше я забывала, где нахожусь, и тем сильнее меня охватывала волна тепла, я чувствовала себя частичкой большой, доброй семьи… Такое со мной впервые. Мне казалось, что все, кто рядом со мной, родные мне люди…» Это впечатление о новом спектакле «Дом» театра актера и куклы «Гонг» одной из зрительниц, которая посетила состоявшуюся 31 октября премьеру. Мнений, как и людей, переполнивших зал социальнокультурного центра в минувшую субботу, множество, но все они едины в одном – магия кукол очаровывает, завораживает и не отпускает до самой последней минуты действа. Один сюжет сменяет другой, а предшествующая эмоция захлестывается последующей, и вот ты уже сам – житель того дома, той семьи, о которой необычным языком кукол говорят нам со сцены… МЫ СТРОИЛИ, СТРОИЛИ…
А начиналось все более 20 лет назад – в 1984 году. Именно с этого года ведет свое летоисчисление театр актёра и куклы «Гонг». Первенцем его стал спектакль «Сон» фантасмагория в жанре трагифарс! Потом были спектакли для взрослых и детей, юношества и молодёжи: «Дурочка», «Ящерица», «Два клёна», «Пеппи», «Волшебник Изумрудного города», «Бродяги севера», «Пирог с горчицей», «Анжела и Ветер», «Алые паруса». Артистов и кукол на «ура» принимали не только в родном городе, области, но и за границей. В 1993 году труппа театра играла в Северной Германии на международном фестивале. После успешных представлений немецкие газеты пестрели заголовками: «Магия русских кукол», «Гонг» околдовал немецких детей»! Но кризис, грянувший на рубеже веков, перечеркнул дальнейшие творческие планы. Дабы сохранить театр, «Гонг» в эти годы, используя свои творческие силы, бурно развивает иные направления, казалось бы далекие от театра. При помощи СМИ, которые и сами требуют вложений, «Гонг» зарабатывал средства, чтобы вернуться к своей мечте – театру! … И, НАКОНЕЦ, ПОСТРОИЛИ
И вот, 31 октября сего года, вопреки очередному кризису, театр «Гонг» пригласил своих зрителей на премьеру! Многие из пришедших в этот день в СКЦ – давние друзья, партнеры и коллеги как самого театра, так и медиахолдинга. Неудивительно, что в фойе их встречал сам взволнованный режиссер. Многие лично из его рук приняли программки, которые знакомили их обладателей с «творцами» и актерами спектакля, а также коротко рассказывали о содержании представления… Впереди пришедших ждали 17 новелл, каждая из которых заставит их задуматься о самых разных проблемах: о любви и жизни, о родной стране и ее экологии, о творчестве и вере, об умении мечтать и противостоять… Все эти истории в течение полутора часов зрителям рассказывали куклы. Мы словно наблюдали за их таинственной жизнью. Тантамарески, планшетные, верховыетростевые, марионетки, маски, живой план всё это в эстетике «чёрный кабинет»: чёрное бархатное пространство, в котором актёры растворяются и кажется, что куклы действуют сами по себе... оживают. В любом представлении – будь то фильм или спектакль – зритель невольно выбирает для себя любимца. Так и здесь: ктото проникся судьбой летающего упрямца, который не переставал подниматься в воздух, даже когда его лишили, казалось бы, всякой возможности. Другие влюбились в красавицу Еву, трогательно стесняющуюся своей наготы. Лично меня покорили Смычек и Виолончель, представившие на наш суд виртуозный музыкальный акт. Но вот последние аккорды, куклы уступают место своим кукловодам, актеры выходят на сцену! Перед нами красивые, молодые, одухотворенные лица. Кстати, в «Доме» играют только мужчины. В глазах волнение и скрытая тревога, ведь в зале – главные судьи. Их мнение для артистов определяющее. Опасения, что не вся публика готова воспринимать действо, не являющееся просто развлекательным шоу, теперь позади. Зритель в Каменске умный, искренний, тонко чувствующий. Каждый по своему понял и принял идеи режиссера. Зал рукоплескал, на сцену несли цветы, звучали крики «Браво!» А после, уже в фойе, зрители делились своими впечатлениями от увиденного.
Юрий Гаргуль, начальник городского управления культуры: «Гонг» сегодня воплотил свою мечту. Театр показать городу то, что он умеет и может делать, и мы это увидели. То, что предстало нашему взору – оправдало все ожидания и даже более того! Мне не просто понравилось представление, я бы хотел и другим порекомендовать обязательно посмотреть спектакль, потому как это не просто зрелище, а действо, заставляющее нас задуматься. Ирина Мельникова, директор городской типографии: Я ждала этого спектакля, потому как давно слышала мнения наших горожан, моих сотрудников о театре. К сожалению, 15 лет мне не предоставлялось подобной возможности. Я очень рада, что в конце концов попала на этот спектакль – он превзошел все мои ожидания. Я видела множество различных представлений – и в Москве, и за рубежом, но, сравнивая, твердо могу сказать, что подобного еще не видела. В спектакле поднимаются животрепещущие темы, которые любого человека затронут. Думаю, у этого театра и этого спектакля большое будущее. Очень рада за людей, которые зажигают, вдохновляют нас на добро. Дай Бог им удачи во всем. Наталья, зритель: Браво! Супер! Я видела много спектаклей и в России, и за рубежом, в том числе и на Бродвее. Этот спектакль пользовался бы успехом везде. Очень оригинальная постановка, просто здорово. Валентин Дворников, главный врач городского диагностического центра: Подобного в своей жизни я никогда не видел. Я ухожу с представления в большом восторге: играли великолепно. Большое спасибо ребятам. Думаю, это не последнее ваше представление, и мы с удовольствием будем ждать еще. Режиссеру бы я хотел пожелать дальнейших творческих успехов. Михаил Коваль, директор ОАО «Красногорское»: Театр «Гонг» вот уже более двадцати лет пытается меня культурно воспитывать и у него это получается. Я всегда поражался жизнестойкости этой команды. В то, что мы увидели на сцене, вложен колоссальный труд этих людей. Я чувствовал переживания режиссера Тахира Ибатулина. Я благодарен за тот праздник, который мне сегодня устроили, а это, безусловно, праздник в жизни нашего города. Спектакль «Дом» это необычно, ново и смело. Я желаю успехов этому театру. ДОМ ДЛЯ КАЖДОГО
Автор и режиссер спектакля и впрямь волновался, ведь «Дом» для него – как путеводная звезда, любимое детище, появившееся на свет благодаря его замыслу, таланту, его бессонным ночам. Но Тахир не привык говорить о себе, он даже не вышел на поклон вместе с актерами, отдавая им все лавры. Ведь необычность и новизна представления стали серьезным испытанием для них. Испытанием, которое они с честью преодолели. Режиссер не устает повторять, что главное это слаженная команда и дружный коллектив. Это сейчас зритель видит необычное шоу, кукол, маски, оценивает игру. А задолго до премьеры над рождением проекта колдовали многие: художники, декораторы, швеи. Их работа предстала публике уже готовым результатом… Главный художник спектакля Наталья Чильникина автор многих кукольных персонажей других спектаклей «Гонга». Как говорит Тахир, все актеры и создатели спектакля сроднились за время его подготовки и стали друг для друга одной семьей. Отгремели премьерные аплодисменты, но хочется верить, что жизнь у спектакля «Дом» будет долгой и счастливой. И еще у многих зрителей разных стран от увиденного станет тепло на душе, и они почувствуют себя жителями одного большого Дома.
ЗАГАДОЧНАЯ ИСТОРИЯ ТАХИРА ИБАТУЛИНА
О том, как не надо «рвать нити», ибо тот, кто тебя ведет, способен подарить тебе мечту, мы беседуем с автором и режиссером спектакля «Дом» Тахиром Ибатулиным. Тахир, как родился замысел спектакля «Дом»? Представьте себе конец августа, 1981 год. Я, в черном костюме, с бабочкой на шее, иду, ведомый неведомым, по Москве. До поезда девять часов. И вдруг я вижу театр какойто, и возле него просто море машин, дипломатические флажки, красная ковровая дорожка… И по ней идут люди в чалмах, в белоснежных сутанах, во фраках, дамы – в вечерних платьях. Вся эта толпа двигалась туда, в этот проем – вход в театр, где все сияет и лучится. У меня и мысли не было туда идти, тем более что мне бы вряд ли позволил это сделать тройной ряд «билетеров» в ливреях. Скромная афиша в углу вещала: «Куклы Филиппа Жанти». Я уже было собирался пройти мимо, но тут произошла совершенно мистическая история. Заглянув последний раз туда, в светящийся проем здания, меня словно ктото выключил. Дальше я видел себя будто со стороны: вот я иду по этой красной дорожке, медленно, словно плыву, и никто меня не останавливает, хотя в моей руке нет билета. Прохожу в зал, сажусь… И тут меня снова включили. Я нахожу себя сидящим в этом театре, все заполонено публикой, а вокруг меня – никого. Я слышу речь английскую, французскую, немецкую, испанскую и понимаю, что вся дипломатическая Москва сейчас здесь, в этом театре. По окончании спектакля все встали и пошли в одну сторону, а меня словно снова ктото взял за шиворот, и я вновь прошел весь этот пусть сначала, посмотрев это представление во второй раз… Я ничего не запомнил из того спектакля кроме номера «Пьеро». В нем кукла рвет нити, увидев, что ею ктото управляет. Я еще тогда подумал, что рвать нити – последнее дело, это не похристиански. Ведь, по сути, это самоубийство, грех. С другой стороны, я понимаю, что это трагедия. Вот именно поэтому в нашем спектакле «Дом» появился номер «Марионетки», посвященный Филиппу Жанти. С тех пор прошло 26 лет… Да, действительно. На это время меня как будто снова выключили, я забыл про этот спектакль, про Жанти, занимался другими проектами. Но Бог дал Эдуарда Иоганесовича Турбана. Это замечательный человек, который бежал от Чернобыля с семьей и почемуто попал в Каменск. Затем он серьезно болел, практически умирал… Номер «Монумент» посвящен как раз ему – человеку, победившему смерть. Именно с Эдуардом мы придумали этот спектакль. Сейчас он живет в Германии, мы поддерживаем связь, но я намеренно не говорил ему о премьере. Даст Бог, и мы сможем его удивить, пригласив увидеть это действо воочию. Почему в спектакле отсутствуют слова? В этом заключается интернациональная идея спектакля. В Писании есть мысль о том, что слово сказанное – ложь. И мы его из спектакля изъяли. Как мы к этому пришли? Мы были на гастролях в Германии со спектаклем «Волшебник Изумрудного города». В нем Страшила говорит на русском: «Мозгурчики, мозгунечечки…», а у немцев в переводе все время мозги. После этого я понял, что многие нюансы нашего языка невозможно передать в другом наречии: слово является языковым барьером. А во-вторых, когда нет слов, человеку предоставляется больше воздуха, пространства домыслить, додумать. Каждый может понять увиденное по своему, «вытащить» чтото свое. Какова дальнейшая жизнь этого спектакля? Об этом может только Господь сказать, но есть планы сыграть в Екатеринбурге для послов и атташе. Нам бы хотелось, чтобы эта «проповедь любви и добра» была услышана многими. Что из этого выйдет, я не знаю. Сейчас мы готовим отснятый материал, чтобы забросить его в Интернет. Есть контакты с немцами, ведутся переговоры. В общем, планов – громадье.
Уважаемые авторы и читатели! Ваши вопросы и пожелания вы можете отправить редакции сайта через Обратную связь (форма № 1). Чтобы открыть свою страницу на нашем сайте, свяжитесь с нами через Обратную связь (форма № 2). Если вы хотите купить нашу книгу, свяжитесь с нами также через Обратную связь (форма № 3).