Все права на опубликованные произведения принадлежат их авторам. Нарушение авторских прав преследуется по Закону. Всю полноту ответственности за опубликованную на сайте информацию несут авторы.
Эльдорадо - мифическая страна золота и драгоценных камней,
«где сокровища эти так же обычны, как у нас обыкновенный булыжник».
Википедия.
Страна театра «Эльдорадо»
в рабочем Каменске-Уральском
нам столько лет приносит радость
неповторимой мудрой сказкой.
Идут года, мужает город,
а горожане по старинке
стремятся, как конкистадоры,
в путь за сокровищами инков.
«Не всё то золото …» и надо
старинных мудрецов послушать,
ведь все богатства Эльдорадо
сокрыты в человечьих душах!
Театр «Эльдорадо» - маленькая страна сказочно несметных «богатств», невидимых для глаза и неведомых для большинства, но всегда открытых для «посвящённых» - богатств нематериальных, но духовных, «сокрытых в человечьих душах». Страну эту всегда населяло пытливое племя единомышленников, объединённых не просто общим делом, а общностью взглядов и идеалов.
Вот эта самая «общность» интересов и взглядов и позволила основателю и первому руководителю «Эльдорадо» Людмиле Степановне Матис принять решение пригласить на должность нового руководителя театра-студии талантливого режиссёра из с. Новоисетского Каменского района Ирину Симанову. К тому времени – «Эльдорадо» - прославленный в области и за его пределами театральный коллектив, снискавший славу «профессионалов на любительской сцене», давший театральному миру целую плеяду блестящих мастеров, среди которых есть и кинорежиссёры, и театроведы, и актёры профессиональных театров, и даже номинанты премии «Золотая маска», переживал далеко не лучшие времена, связанные с переходом Людмилы Матис на новую должность художественного руководителя Каменск-Уральского муниципального театра драмы.
Часть коллектива любительского театра перешла вслед за Мастером в профессиональную труппу и в штат работников театра, некоторые просто сменили место жительства. Так, из-за переезда ведущей актрисы Натальи Пешковой были списаны две знаковые «греческие» постановки «Эльдорадо» – «Жертвоприношение Елены» В. Хильдесхаймера и «Герострат» Г. Горина.
«Мой бедный Марат» А. Арбузова, ещё один весьма заметный спектакль Людмилы Матис, погоды не делал, да и не мог считаться уже «эльдорадовским», поскольку все участники спектакля находились к этому времени в статусе профессиональных актёров.
Все эти обстоятельства вынудили Людмилу Степановну принять трудное решение – объявить о закрытии студии, имея дальние планы-мечты на последующее возрождение. Путь к которому, уже бывший руководитель, видела в создании «с нуля» детской театральной студии на базе театра драмы, в воспитании нового поколения актёров, которые по замыслу должны будут через 8-10 лет, спровоцировав «театральный ренессанс», привести к возрождению «Эльдорадо». (А в будущем, ещё более отдалённом, эльдорадовское «золото», по замыслу своего создателя, должно «конвертироваться» в «новую валюту» уже на каменской профессиональной сцене).
Вот для этой цели в театр драмы и была приглашена Ирина Симанова. К моменту своего прихода она имела уже достаточно обширный опыт работы на театре, на её режиссёрском счету было около 20 постановок. За плечами – Свердловское областное культпросветучилище, Тюменский институт культуры, Екатеринбургский театральный институт, работа в Доме Культуры с. Быньги Невьянского района, в Новоисетском Доме Культуры, в Колчеданской школе искусств Каменского района, во Дворце Культуры «Юность» г. Каменска-Уральского. В активе режиссёра – создание детской театральной студии «Провинциальные игры», переросшей впоследствии во взрослую труппу, защита звания «Народный коллектив», создание детской класс-студии «Шарманка», победа «Провинциальных игр» на областном фестивале со спектаклем «Волшебное кольцо» по Борису Шергину, гастрольная поездка в город Екатеринбург на сцену театра кукол.
В Новоисетском в результате творческой деятельности Ирины Симановой за годы её работы появились целые театральные династии, что позволило телепрограмме «Вести» Российского телевидения назвать село «театральным центром». Помимо трёхминутного сюжета по «Вестям» новоисетскому народному театру был также посвящён цикл передач по Областному телевидению и получасовая программа по «Радио России», в рамках которой состоялось интервью с руководителем театра.
И вот осенью 2005 года в театре драмы Каменска-Уральского начала свою работу студия «Маленький театрик», которую возглавила режиссёр Ирина Симанова. Тогда никто и предположить не мог, что уже через два-три года «Эльдорадо», возродится, как Феникс из пепла, а его спектакли, как в славные «золотые» времена, снова будут собирать полные залы и пожинать лауреатские урожаи.
Но случилось! Уровень актёрской подготовленности и духовная акселерация начинающих студийцев «Маленького театрика» позволила осуществить, отложенный в «долгий ящик» Ренессанс, в кратчайшие сроки.
Уже в первый год занятий некоторые из студийцев были привлечены Людмилой Матис для участия в массовых сценах профессионального театра. Затем лучшие из лучших стали понемногу играть небольшие роли второго плана на профессиональных подмостках.
Наконец, в октябре 2008 года художественным руководителем «Драмы номер три» (так стала отныне называться каменская драма) был поставлен спектакль «Поллианна», специально сориентированный на 11-летнию актрису «Маленького театрика» Кристину Капустину, блестяще сыгравшую главную роль наравне с профессиональными актёрами, в том числе и в партнёрстве со своим учителем – руководителем студии, к тому времени – также вошедшей в состав профессиональной труппы.
На сегодняшний день уже шесть воспитанников Ирины Симановой задействованы в постановках «Драмы номер три» в числе исполнителей основных ролей. В то же время постановки самого «Маленького театрика» завоевали целую «коллекцию» лауреатских званий на городских и областных театральных фестивалях, собирая в самом театре непременные аншлаги. Наконец, в 2008 году было принято решение о восстановлении молодёжной студии «Эльдорадо» на базе старшей группы «Маленького театрика».
Первая же постановка студии «Тринадцатая звезда» - о свободе выбора и выборе свободы, принесла возрождённому коллективу звание лучшего спектакля областного фестиваля «Оранжевый подсолнух». За «первой звездой» последовали другие, среди которых пацифистская абсурдная драма «Пикник», чью премьеру приветствовал сам автор Фернандо Аррабаль, приславший на адрес театра поздравительное письмо на французском языке.
Теперь уже самым отъявленным скептикам стало ясно – театр «Эльдорадо» существует, здравствует! Для многих студийцев театр стал родным домом, а не просто увлечением, некоторые к этому времени уже связали свою жизнь с театром, либо обучаясь в театральных заведениях, либо поступив на службу в профессиональную труппу.
Но, что интересно, оказывается путь на театральные подмостки самого режиссёра «Эльдорадо» Ирины Симановой не был усыпан розами и явился фактически делом случая.
Родилась будущий руководитель «Эльдорадо» в 1967 году в г. Чу – в маленьком провинциальном городишке на юге Казахстана. Что такое театр в городе и не слыхали!
В начальных классах Ирина Арендт (Симанова) с увлечением занималась в хореографическом ансамбле и мечтала связать свою жизнь с танцевальным искусством.
Но детские мечты рухнули в одночасье после отъезда руководителя ансамбля в другой город. Замены ему не нашлось и занятия прекратились.
Поэтому при поступлении в Свердловское культпросветучилище, усомнившись в собственных танцевальных способностях, будущий режиссёр в последний момент приняла судьбоносное для себя решение, забрав документы из приёмной комиссии отделения хореографии и передав их на отделение театральной режиссуры.
«О театре я понятия тогда не имела, - вспоминает Ирина Ивановна, - на моё решение повлиял факт того, что на экзаменах необходимо было читать стихи, а это я любила делать, и по мнению окружающих – умела, что подтверждалось частым участием в школьной самодеятельности в качестве чтицы».
Тем не менее, первый семестр дался очень нелегко. Сказывалась тоска по дому, по родителям, сёстрам, любимым племянникам! «Ревела, как белуга, целыми сутками напролёт! – со смехом рассказывает Ирина Ивановна. – Даже документы из училища хотела забрать. Спасибо Любови Михайловне, сумевшей переубедить меня, вернее, силой удержавшей от опрометчивого поступка!»
Сумев разглядеть в слезливой студентке актёрские и режиссёрские задатки, руководитель курса Любовь Михайловна Енькова начала опекать «сироту», всячески поддерживая неуверенную в собственных силах девушку, часто хвалила авансом и поощряла её малейшие успехи. И уже на второй год обучения сделала на неё ставку, доверив главную роль в курсовом спектакле «Фабричная девчонка» по Александру Володину.
Приехав по распределению в с. Новоисетское, молодой специалист Ирина Симанова, опять же по совету, а скорее по настоятельной просьбе Любови Михайловны, организовала при местной школе искусств театральный класс – новое в те годы явление, разработав, опять-таки с помощью своего педагога, авторскую программу. Созданный класс стал первенцем не только в Каменском районе и городе Каменске-Уральском, но и одним из первых в области.
Вообще, по словам Ирины Ивановны, ей всегда везло на хороших учителей. Сегодня она с благодарностью вспоминает своих педагогов, преподавших ей основы режиссёрской профессии - преподавателя сценической речи культпросветучилища Валерию Владимировну Штанько, преподавателя по сценографии «культпросвета» Александра Владимировича Степанова, режиссёра Тюменского института культуры Татьяну Игнатьевну Тетеревкову, своего Мастера в Екатеринбургском театральном институте профессора Вячеслава Ивановича Анисимова, Льва Леонидовича Монтау из ЕГТИ и других.
Но участие в её судьбе Любови Михайловны Еньковой всё-таки было решающим. После окончания училища отношения между учителем и ученицей не прекратились. Любовь Михайловна щедро делилась не только профессиональными знаниями, специализированной литературой, помогая в обучении в институте, но и жизненным опытом, советами, сыграв, например, решающую роль в вопросе создания семьи.
Учитель всегда живо интересовался жизнью Ирины и её семьи, искренне радовалась творческим успехам. Связь между педагогом и ученицей сохранялась вплоть до раннего безвременного ухода Любови Михайловны.
Заповедям Любови Михайловны Ирина Симанова пытается следовать всю свою жизнь. Даже сейчас, работая в профессиональном театре, снимаясь в кино, ставя спектакли, как на любительской, так и на профессиональной сцене, сама воспитав не одно поколение учеников, имея среди них своих любимцев, также ступивших на стезю своего учителя, даже сейчас, спустя годы, Ирина Ивановна соизмеряет свою жизнь с нравственными и профессиональными основами, заложенными в годы обучения в училище культуры.
Не врать на сцене и в жизни – главная заповедь Любови Еньковой, усвоенная молодым режиссёром. Эта заповедь стала личным кредо Ирины Симановой, как режиссёра, актрисы, педагога и человека. Сверхзадачу своей педагогической деятельности она видит в воспитании этих качеств у своих подопечных. Ирина Ивановна, как и её учитель, уверена во взаимосвязи этих посылов: не врёшь на сцене - постепенно и в жизни правда становится жизненно необходимой потребностью. Ирина Симанова уверена, что главным в работе детского режиссёра должно быть формирование личности: через обретение профессиональных навыков к постижению нравственно-моральных качеств.
Работая в театре драмы, при подготовке спектаклей Ирина Симанова хотя и вынуждена задумываться о конечном результате, о нацеленности на зрителя и кассу, но всегда определяет адекватные, соотносимые плану обучения и возможностям актёров задачи.
И что интересно, не ставя высоких художественных задач при выпуске дебютных спектаклей, исходя из степени подготовленности начинающих актёров, сценическая правда, а также взаимные доверие и любовь режиссёра и подопечных, дают удивительные результаты. Спектакли, изначально носящие вспомогательный обучающий характер, как некий инструмент обучения актёрскому мастерству, навыков сценической речи, «на выходе» оказываются художественно полноценными, причём не только в режиссуре, но и в плане актёрской игры.
Именно взыскательное отношение к себе и к своим актёрам, внутренняя потребность к правоте, честность по отношению к себе и партнёру заставляет режиссёра Ирину Симанову очень требовательно относиться к выбору репертуара. Этот процесс всегда для неё мучительный и длительный. Ирина Ивановна никогда не возьмётся за драматургию, которая ничего не затронула в её душе, не отвечает её внутренним запросам: не тронула тебя, значит, и ты не сумеешь заразить материалом актёра. И выбирает всегда тот материал, проблематика которого близка ей, даже порой перекликается с жизненными обстоятельствами.
Так было, например, со спектаклем «Левша» (С.Коковкин, И. Симанова), поднимавшем тему патриотизма, «приверженности родине». Во время работы над спектаклем перед режиссёром также стоял вопрос выбора – остаться ли в родной для тебя стране, либо вместе с родственниками уехать навсегда на историческую родину – в Германию.
Поэтому фактически каждый спектакль, поставленный режиссёром, становится этапным, знаковым в его жизни: начиная с первой студийной новоисетской работы – спектакля «Маленький принц» (1995 г.), случившегося в период взаимного притирания молодого режиссёра и начинающих артистов, когда медленно, но накрепко приходило понимание, осознание ответственности «за того, кого приручил», выстраданное в ходе работы над спектаклем, вынесенное из многочасовых бесед-откровений режиссёра и актёров, осознанное в ходе обсуждений литературной основы постановки.
Именно об этом говорится в стихотворении, написанном по итогам работы над спектаклем студией «Провинциальные игры» исполнителем роли Лётчика Сергеем Симановым:
Важен не итог, а работа,
главное – не цель, важен принцип;
вдруг себя почувствует кто-то –
пусть на время – Маленьким принцем.
Переводов истинных нету:
что французский, русский, что идиш?
Тело без души – просто «нетто»,
главного, увы, не увидишь.
Будем же смеяться, как дети,
чуда ждать, как в сказке учили.
Если все мы будем в ответе
за того, кого приручили,
жить не для себя, а для друга,
и взовьётся правда простая…
- Это что, гляди, там за штука?
- Это самолёт. Он летает!
Те морально-этические принципы и мироощущение, заложенные работой над первым спектаклем, живы у участников его до сих пор, ими студийцы Ирины Симановой руководствуются в жизненных ситуациях. Сергей Соколовский, студиец того самого набора, ныне участник групп «Точка невозврата» и «Пинатри» (Москва), «звезда» московского хип-хопа говорит, что обитая в сфере российского шоу-бизнеса с его акульими законами, до сих пор все свои поступки и решения соизмеряет с теми моральными позициями, которые ему дала книга Экзюпери.
«Так получилось, что я не смог порушить в себе те идеалы, которые были заложены во время работы над спектаклем «Маленький принц», – говорит Сергей. - Хотя это и вызывает очень часто непонимание, удивление и даже насмешку со стороны коллег по «цеху», но изменить себе, своим детским принципам, а значит предать себя, предать своё прошлое я уже не смогу никогда».
Сама Ирина Симанова считает, что в идеале самой первой работой для любой начинающей самодеятельной театральной студии должна быть театрализация великой книги Антуана де Сент-Экзюпери и театр должен начинаться не с вешалки, как принято считать, а с «Маленького принца» - этакого своеобразного «идеального спектакля», «эталоны» которого, подобно парижским мерам веса, длины, высоты, должны «храниться» в душе каждого человека.
И может быть совсем не случайно в далёком 1995 году, когда Ирина Симанова поставила своего «Маленького принца» в «Провинциальных играх», точно такую же постановку осуществила в театре «Эльдорадо» Людмила Матис. В тот же год, на одном из показов этого спектакля, произошла «историческая» встреча-братание двух самодеятельных трупп. Тогда никто и предположить не мог насколько тесно переплетутся пути этих театров в будущем!
Таким же знаковым для режиссёра Симановой стала сказка «Обо всех на свете» – спектакль о целостности мира, о взаимосвязи всего живого между собой, о важности любой букашки для окружающего мира, о невозможности раздельного существования живых существ. Сюжет пьесы Бориса Заходера, согласно которому неуклюжая, ужасная гусеница превращается в восхитительную бабочку, словно символизировал сам принцип студийных взаимоотношений. И первая постановка «Маленького театрика» стала своеобразным актом инициации для начинающих театралов, а премьера спектакля сама по себе превратилась в обряд посвящения в студийцы.
Не случайно значимость каждой постановки для формирования собственного мировоззрения и мировоззрения актёров, сверхответственность в выборе пьесы, зачастую приводит к тому, что режиссёр Ирина Симанова особо значительные в воспитательных целях спектакли через некоторое время повторяет на новом актёрском составе. Так случилось со спектаклем «Обо всех на свете», поставленном первоначально в студии «Шарманка» с. Новоисетское, так произошло и с «Пластилиновой историей» - философской притчей, поднимающей проблемы противостояния жизненным обстоятельствам. (Главная сентенция спектакля - противовес обывательскому «не мы такие, жизнь такая»: «Не важно какими тебя слепили Руки – будь ты «крокодил», либо «морская свинка», важно, каким ты себя слепишь сам!» Такая, казалось бы, банальная истина, но какая она важная, когда дело касается вопроса формирования личности) .
То же самое произошло и со спектаклем «Терех», посвящённым светлой памяти учителя Л.М.Еньковой. «Терех» был дипломной работой Ирины Арендт в училище, именно Любовь Михайловна посоветовала взять пьесу Семёна Злотникова в работу. Все последующие годы Ирина Симанова мечтала поставить «Тереха» на сцене своего театра.
Но не случалось. И вот 26 ноября 2011 года на малой сцене каменского театра драмы пройдёт мемориальный показ спектакля «Терех» режиссёра Ирины Симановой (премьера состоялась 23 апреля этого года) - дань памяти ученика Учителю, умеющему видеть в невзрачных «гусеницах» будущих прекрасных «бабочек», Учителю, помогающему сделать выбор и всю свою жизнь чувствующего ответственность за своего ученика.
Антон Енотов
по материалам сборника "Ну вот, - это я и есть..." (Театральные портреты)" издательства СГОДНТ (2011)
Вечная память Любовь Михайловне! Душевный человечек была! Жизнь в своих студентов вкладывала и ... Очень жаль, что так рано ушла... Не жалела себя. Поэтому и ушла так быстро. Побольше бы таких людей!
Уважаемые авторы и читатели! Ваши вопросы и пожелания вы можете отправить редакции сайта через Обратную связь (форма № 1). Чтобы открыть свою страницу на нашем сайте, свяжитесь с нами через Обратную связь (форма № 2). Если вы хотите купить нашу книгу, свяжитесь с нами также через Обратную связь (форма № 3).