Все права на опубликованные произведения принадлежат их авторам. Нарушение авторских прав преследуется по Закону. Всю полноту ответственности за опубликованную на сайте информацию несут авторы.
Накануне Дня Города в Каменске-Уральском, по традиции состоялось вручение премии "Браво". В числе прочих престижную награду получила директор Центра культуры "Да здравствуют дети!" Людмила Борисовна Иванова. Предлагаем вашему вниманию биографический очерк из книги "Ну вот, - это я и есть!", вышедшей в 2011 году в Екатеринбурге.
Театр Людмилы Борисовны Ивановой из Каменска-Уральского начинается отнюдь не с вешалки. Просто проблемы с помещением: оно настолько маленькое, что градеробщицу даже некуда посадить, а вешалок в прихожей так мало, что нет никакого смысла их пронумеровывать. И все-таки театр для Ивановой – это ее дом, и даже не второй, а первый. Так, собственно, и было всегда. Людмила Борисовна родилась 5 апреля 1957 года в Орске, в Оренбургской области. В 1975 году поступила в Куйбышевский государственный институт культуры на факультет «Культурно-просветительская работа» (отделение «Театральной режиссуры»), а в 1978 году закончила обучение, получив квалификацию «режиссера театрального коллектива». В 1979 году Иванова была принята на работу во Дворец культуры Уральского алюминиевого завода, режиссером народного театра. Об этом периоде своей жизни сама Людмила Борисовна обычно вспоминает с присущим ей юмором. - Кто-то пустил слух, что принимать коллектив приедет манерная дама-режиссер в шикарном заграничном платье. Я и на самом деле до сих пор люблю в одежде свой собственный стиль, но в тот раз оделась простенько, заплела две косички, пришла в ДК и скромно присела в сторонке. Худрук Эмма Николаевна Буслаева, едва меня увидав, сразу накинулась: «Девочка, что вы тут сидите! Мы ждем режиссера, вы нам мешаете!» А я тихонько отвечаю: «Ну вот, - это я и есть…» Народный театр ДК УАЗа – был одним из старейших самодеятельных коллективов Свердловской области. Он был создан в 1941 году и просуществовал до 2005-го. Людмила Борисовна вела эту уникальную в своем роде труппу к вершинам театрального искусства до 1986 года. Разумеется, поначалу было непросто: режиссер был слишком молод, а в коллективе «матерые» театралы, у некоторых за плечами десятки сыгранных ролей. И все-таки она смогла встать у руля! Были поставлены интереснейшие спектакли: «Святой и грешный» (Михаила Ворфоломеева), «Бертольдо при дворе» (Массимо Дурси), «Последний срок» (Валентина Распутина), «Риск» (Эдуарда де Филиппо), «Дорогая Памела» (Джона Патрика), «Наедине со всеми» (Александра Гельмана), «Беда от нежного сердца» (Федора Соллогуба), «Жёны» (В.Крымко), «Играем классику» (по мотивам классических монологов). Работу с взрослым театром Людмила Борисовна сочетала в ту пору с занятиями в театральном классе средней школы № 2, с репетициями в детской студии при народном театре, ставила детские спектакли во Дворце культуры школьников Уральского алюминиевого завода. И, кстати, зарекомендовала там себя не только в качестве постановщика, но и драматурга: сказка «Волшебное перо Жар-Птицы» была написана ею по мотивам русского фольклора, а по книге Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» она сделала инсценировку. Разумеется, в ту пору Иванова и не предполагала, что детский театр когда-нибудь станет для нее основным плацдармом театральных действий. В 1986 году, по приглашению дирекции ДК «Ровесник» она уезжает в г.Заречный, где около года работает режиссером молодежной театральной студии. В те годы ДК «Ровесник», под руководством Б.С.Левина, был одним из самых интересных, инициативных дворцов Свердловской области не только в плане творческой деятельности, но и в плане введения инноваций. Именно в «Ровеснике» (единственном из учреждений культуры) был принят за основу финансово-хозяйственной деятельности популярный в то время хозрасчет. В Заречном Людмила Борисовна успешно защитила авторские программы по актерскому мастерству и основам актерского мастерства для театрального отделения школы искусств, поставила несколько спектаклей, принимала участие в проведении городских мероприятий. В 1987 году Иванова возвращается в Каменск-Уральский и берет руководство над молодыми актерами театральной студии «Поиск», при ДКШ УАЗа. А в 1988 году становится руководителем театральной студии «Да здравствуют дети!», базировавшейся в то время на сценической площадке Дворца культуры Синарского трубного завода. В 1992 году студия «переезжает» в то самое небольшое помещение, о котором мы сказали в самом начале, и существует там как самостоятельное учреждение культуры – музыкально-драматический театр-студия «Да здравствуют дети!», в коем Людмила Борисовна – бессменный директор и художественный руководитель. Её юными артистами, часть из которых давно уже выросла и ушла в самостоятельную жизнь, сыграно немало ролей и создано неповторимых образов – милых и наивных, легкомысленных и капризных. Из спектаклей детского театра хочется прежде всего вспомнить мюзикл «Кошкин дом» (по Самуилу Маршаку), «Путешествие в сказку» (по мотивам Корнея Чуковского), «Рони – дочь разбойника» (по Астрид Линдгрен)… Кстати, местная газета «Каменский рабочий» писала об этой постановке: «Этот спектакль, несмотря на всю красочную сказочность, музыкальность, внешнюю легкомысленность, глубок и серьезен по своей сути. В доступной для ребят форме он говорит о многих очень важных истинах, которые бы не воспринимались, будь они сказаны назидательным тоном…» В 1994 году детским театром Ивановой был поставлен экспериментальный спектакль – балет «Муха-Цокотуха». С этой постановкой коллектив неоднократно выезжал в Екатеринбург, где успешно демонстрировал ее на сцене Академического театра музыкальной комедии. В том же году при театре «Да здравствуют дети!» появляется модельное агентство «Шик» и школа-студия манекенщиков. Спектакль театра моды «Шик» «Вечер в Париже» посмотрело более 5 тыс. зрителей, а в год 400-летия Верхотурья с коллекцией «Русские купола» участвовал в праздничном концерте в Екатеринбурге и получил благодарность от губернатора области Э.Э.Росселя – за активное участие и помощь в святом деле возрождения национального исторического наследия России. Вернемся, однако, к детским спектаклям. В 1995-96 годах был поставлен мюзикл «Волшебная флейта» (по мотивам сказок Джанни Родари). Спектакль был отмечен дипломом 1-й степени на областном смотре театральных коллективов. В общей сложности, его посмотрело 15 тыс. зрителей, и в 1996 году основной состав детей-артистов, игравших в этом спектакле, поступил целевым курсом в Новосибирское театральное училище. Сейчас выпускники этого курса работают в театрах Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга. В феврале 1996 года Людмила Борисовна поступает на высшие курсы деятелей сценического искусства при Российской Академии театрального искусства, а в 1999-м заканчивает обучение с красным дипломом менеджера высшей квалификации учреждения культуры. Кроме выше названных, Ивановой поставлены в детском театре следующие пьесы: «Мой Пушкин» (моноспектакль для 3-х актрис, гитары, фортепиано и виолончели, автор – Е.Тиме), мюзикл «Ковбойская история» (автор – С.Макеев), «Поросенок Кнок» (автор – М.Ворфоломеев), «Русские потешки» (по мотивам русских сказок), «Трепетная история» (Ксении Драгунской), «Приключения Чиполлино» (Джанни Родари). Кроме того, ежегодно в Рождественские каникулы театр приглашает юных зрителей на праздничные представления – «Каменские ассамблеи», и в это же самое время проводит конкурс юных сказочников «Хрустальная туфелька». Впрочем, взрослые спектакли на площадке детского театра тоже имеют место быть. Еще в 1999 году здесь начал свою деятельность Театр русского романса. А в 2006 году к Людмиле Борисовне вернулись ее бывшие подопечные из распавшегося к тому времени Народного театра ДК УАЗа. Из прочной смеси ветеранов и молодежи возник новый в Каменске-Уральском коллектив – камерный театр «Артель». В настоящее время в репертуаре театра две пьесы – «Свои люди – сочтемся» (по А.Островскому) и «Анна Болейн» (фантазия на темы Максуэлла Андерсона). Видимо, бесполезно спрашивать у руководителя, с кем ему нравится работать больше – с детьми или со взрослыми. И так ли уж велика разница, по большому счету? По словам Ивановой, режиссер навеки обречен исполнять роль диктатора в коллективе – независимо от уровня профессионализма последнего, – и умело проводить политику кнута и пряника. И еще об актерах: – Актеры всегда в чем-то дети, – говорит Иванова. – В процессе работы над спектаклем они неизбежно ссорятся, конфликтуют друг с другом и со своим руководителем. Но наступает момент, когда работа сделана! Труд завершен! И в этот момент нет на земле людей, которые бы настолько любили друг друга, настолько были привязаны друг к другу… А если по какой-то причине момент всеобщего счастья в труппе так и не наступил – значит, коллектив, увы, не состоялся, и ему не стоит браться за новую пьесу.
Уважаемые авторы и читатели! Ваши вопросы и пожелания вы можете отправить редакции сайта через Обратную связь (форма № 1). Чтобы открыть свою страницу на нашем сайте, свяжитесь с нами через Обратную связь (форма № 2). Если вы хотите купить нашу книгу, свяжитесь с нами также через Обратную связь (форма № 3).