Все права на опубликованные произведения принадлежат их авторам. Нарушение авторских прав преследуется по Закону. Всю полноту ответственности за опубликованную на сайте информацию несут авторы.
Главная » 2013»Декабрь»25 » СЕМЬ НОВОГОДНИХ СЮЖЕТОВ. Путеводитель по ёлочным представлениям в учреждениях культуры.
08:03
СЕМЬ НОВОГОДНИХ СЮЖЕТОВ. Путеводитель по ёлочным представлениям в учреждениях культуры.
Сегодня в нашем городе началась новогодняя кампания. В семи учреждениях культуры подготовлены ёлочные представления на любой вкус. Каменские культработники в канун года культуры порадовали горожан жанровым и сюжетным многообразием. Все жанры мировой литературы исчерпываются семью сюжетами, а именно борьбой человека с природой, с машиной, противоборством другому человеку, борением с самим собой и со своим окружением, а также богоборством человека и противостоянием сверхъестественному. Известный писатель Хосе Луис Борхес вообще утверждал о существовании всего четырёх героев, «обслуживающих» четыре мировых сюжета, по лекалам которых построены абсолютно все художественные произведения. Самый старый сюжет – история осаждённого города. Это осада ахейцами Трои, герой-защитник которой Ахилл знает, что обречён, но продолжает борьбу. Эту же тему эксплуатирует известная детская сказка. Ушла коза в лес, оставила дома семерых козлят. Велела дверь запереть и никому не открывать. Однако волк применил хорошо известный и не раз оприходованный в истории метод: путём обмана «новых троянцев» - при помощи «профессиональной» постановки и изменения тембра голоса - этаким «троянским конём» проникает в крепость. Эта русская сказка знакома нам с детства. Известный драматург Михаил Бартенев в пьесе «Тук-тук, кто там?» переосмыслил известный сюжет, сократил количество козлят до двух и наделил их бойким нравом. Да и волк у него получился добрым и лиричным, с особым бартеневским юмором. Зрителям одноимённого спектакля в ДК «Современник» предстоит проследить за приключениями доброго бедняги-волка, который, вроде бы, и хочет съесть козлят, но не может этого сделать и в конце концов сам превращается в козла. Постановщики спектакля Людмила Мальцева и Наталья Суворова, подобно своему главному персонажу, сами сделали «ход троянским конём», весьма актуальный в канун года Деревянной лошади, совершив новогоднюю «рокировку» отнюдь неновогоднего сюжета. В отличие от Борхеса, великий немецкий поэт и философ Иоганн Гёте, проведя свой сюжетоанализ мировой литературы, «предоставил» каменским массовикам-затейникам уже 36 фабул, одна из которых - «Похищение» уже не один век «трудоустроена» на всевозможных театральных подмостках. Чаще всего происходит захват Деда Мороза, видимо, в силу его нравоучительной серъёзности и возрастной уязвимости, что ставит под угрозу наступление Нового года. Иногда ради спасения первого и главного ежегодного праздника происходят самые настоящие сказочные чудеса. Так, в Социально-культурном центре неожиданно оживают игрушки. Когда сказочная нечисть в лице Вреднюки и Ябеды-Корябеды превратила в игрушку самого Деда Мороза, на помощь ему приходят его новые «соплеменники». Им бы радоваться тому, что у них появился свой Дед Мороз, ан нет, спешат-поспешают – праздник своих друзей, т.е. малышни, спасать торопятся. Для этой благородной цели сценарист и постановщик представления «Когда игрушки оживают» Лариса Шепелева отправляет своих персонажей куклу Мальвину и робота Бронислава в увлекательнейшее путешествие в страну Плохого настроения. Много сказочных злоключений пришлось перенести и братьям-морозикам – главным действующим лицам сказки, поставленной в ДК «Юность»: распознать козни Бабы-Яги, отыскать, спрятанные нечистой силой подарки, вызволить из кащеева плена внучку Деда Мороза Снегурочку, без которой постаревший за год дедушка никак не может объявить наступление Нового 2014 года. Сценарист и режиссёр постановки «Два Мороза» Михаил Мальцев, как, собственно, и Гомер в «Илиаде», сумел объединить сразу два мировых сюжета – «Похищение» и «Путешествие» - в один, может быть, из-за того, что исходя из одной сюжетной линии, малоопытным и зелёным, как ёлочка, тинейджерам-морозикам справиться с противостоянием сказочного зла вряд ли бы получилось. Кроме всем известного сюжетного мотива – новогодних странствий по поводу вызволения Деда Мороза, (а в эту же категорию в мировой литературе попадают и приключения Одиссея, и одиссея Ясона, и «Копи царя Соломона» Хаггарда, и путешествие «Вокруг света за восемьдесят дней» Жюля Верна), существует ещё не менее популярный сюжет золушкиного превращения «из грязи в князи» и его новогодний эквивалент в виде русской народной сказки «Морозко». По её мотивам писатель Владимир Одоевский в ХIХ веке написал свою историю новогодней Золушки – сказку «Мороз Иванович». Через 171 год после создания произведения его поставили на сцене Детского культурного центра. Владимир Одоевский был весьма просвещённым для своего времени человеком, передовые взгляды которого восхищали не только современников. Он, например, первым сумел предсказать появление Интернета. Не менее «продвинутыми» оказались в техническом плане и создатели постановки в Детском культурном центре: режиссёр Александр Морозов и печку ходить и разговаривать заставил, и колодец подыматься-опускаться, и много ещё чего и всё это не только при помощи новогодних чудес, но и посредством явных инженерных навыков. Не менее современен Дедушка Мороз и в ДК «Металлург». Всем известно, какой аврал привносит предстоящее новогодье культработникам. Специально для устранения предпраздничных «завалов» создаются целые специализированные бригады актёров, художников, поэтов, композиторов, сценаристов. Так, и в ДК «Металлург» силами такой команды драматургов был подготовлен эксклюзивный новогодний сценарий. Авторы сумели перенести на бумагу и воплотить сценически тот праздничный переполох, который творится в душе каждого человека накануне Нового года. «Металлурговский» Дед Мороз, попав в схожую со своими создателями ситуацию, будучи в душе успешным топ-менеджером, создаёт собственную службу. Хотя о какой успешности тут может идти речь, если свою единственную обязанность – подготовку и проведение Нового Года Дед Мороз напрочь поставил на самотёк: словом, несоответствие должностным обязанностям налицо. Однако, продуманный ультрасовременный дедуля сумел-таки призвать на помощь весь сказочный персонал в созданную им «Службу по спасению праздника». Даже бабу Ягу мобилизовал на добрые дела, что с ней за многовековое существование случалось крайне редко. Бабушка в должности завхоза-кастелянши оказалась очень ответственным и исполнительным работником. И всё бы хорошо, да по неосторожности оживила содержимое вещмешка Деда Мороза, и все подарки, а заодно и праздничный реквизит – вещи-помощники разбежались кто куда. Чем закончится эта история, зрителям предстоит узнать, посетив спектакль «Новогодняя служба Деда Мороза», поставленный Людмилой Огинской. Не будем разрушать интригу: сказка новая, сюжет незаношенный и ещё неизвестно в какое русло он ляжет. Не могли оставить каменскую детвору без новогодних зрелищ (а себя, без новогодних «хлебов») и наши профессиональные артисты – театр «Драма номер три», приготовив театральным гурманам «меню» сразу из двух блюд. Дошколятам, на которых рассчитана постановка режиссёра Виктора Поцелуева «Кошкин дом», конечно же, не будет времени задумываться, в прокрустово ложе какого сюжета уложена фабула спектакля. Синопсис сказки-катастрофы Самуила Маршака каждому знаком с детских лет. Но эта сказочка, в общем-то, как и всякая другая – вполне новогодняя, ибо, в отличие от того же «Титаника» заканчивается хэппи-эндом и радостным ожиданием счастья! К этому же – к счастливому концу – стремится и героиня пьесы Анны Богачёвой «Как стать Снегурочкой», внучка Бабы Яги Ёжка. Пытаясь реализовать свою мечту, прономинированную в названии, она наивно полагает, что похитив при помощи колдовства Снегурочку, примерив снегурочкин наряд и заняв её место в свите Деда Мороза, она решит проблему невостребованности и нелюбви «населения» к собственной персоне. Любому ребёнку понятна бесполезность этой затеи. Остаётся уверить в нерентабельности «предприятия» саму Ёжку, что и удалось сделать в новогодней были «Драмы номер три» режиссёру Ирине Симановой. Связующим звеном представления в театре «Да здравствуют дети!» стал Пушкин, чью 215-ю годовщину со дня рождения мы будем отмечать в наступающем году: его творения, оказывается, являются универсальным средством для борьбы со всемирным злом в лице виртуальных компьютерных персонажей, а его язык излечивает положительных героев от привычки говорить на сленге. Из всего многообразия сюжетов мировой литературы сценарист спектакля «Новогодние представления, реальные и виртуальные» театра «Да здравствуют дети!» Дмитрий Кочетков в качестве отправной точки выбрал линию «Похищения Елены», где в роли «первопричины Троянской войны» выступил обыкновенный мальчишка, скромно названный автором Димой. Отрицательный герой сценического повествования хакер с "ником" Паук при помощи Диминого похищения предполагает решить свои проблемы и диктаторские замыслы. Амбициозность его распространяется на весь мир, который он хочет перевести из реальности в виртуальную действительность. Для этого он и задумал избавить людей от «тупой шняги» в лице Деда Мороза и Снегурочки, ведь известно, что в виртуальном мире и подарков во многие разы больше, чем в «реале», да и «жизней», сидя у компьютера, можно прожить не один десяток, а стало быть и Новый год под виртуальной ёлочкой можно встретить не единожды! Однако реальным препятствием Пауку в осуществлении злодейских планов становится Дима, чей архисложный пароль взломать никак не удаётся. Паук при помощи похищения компьютерного гения и помещения его на Крайний Сервер думает осуществить свои коварные замыслы. Понятно, что все мировые глобальные проблемы решаются индивидуально, поэтому каждый персонально несёт личную ответственность за всё происходящее в мире, не это ли сверхзадача всего спектакля? И Дима – главный герой постановки Людмилы Ивановой понимает это, пытаясь противостоять злодеяниям Паука. Спасение приходит с неожиданной, казалось, стороны: кот учёный, тот самый - из «Лукоморья», которое читают Димины подружки по прозвищам Чума и Сгущёнка, неожиданно оживает и от вечных пушкинских строк, которые он декламирует, от главного героя, как вирусы от Касперского, отлетают чары и прочие "глюки" Паука. От обаяния неумирающей вещей поэзии Александра Сергеевича не могут отойти и сами создатели театрального представления, протянув сюжетную пушкинскую линию на всё (почти трёхчасовое) действо. В перерыве, в "райке" разыгрывается кукольная "Сказка о рыбаке и рыбке". Игровая программа тоже связана с Пушкиным: публике необходимо угадать персонажей поэта, спрятавшихся в мешках у Деда Мороза, найти ответы на тематические загадки. А в финале появляется сам Пегас! Наступающий год по восточному календарю – Год Лошади, а Пегас - самый знаменитый конь во всемирной мифологии. Он - неизменный спутник поэтов, а значит, грядущий год на полном основании можно считать и Годом Поэзии! Но это уже совсем другой сюжет, пока явно не вписывающийся ни в одну из искусствоведческих концепций.
Сергей Симанов (на фото - Иван Шмаков в спектакле "Как стать Снегурочкой", "Драма номер три")
Уважаемые авторы и читатели! Ваши вопросы и пожелания вы можете отправить редакции сайта через Обратную связь (форма № 1). Чтобы открыть свою страницу на нашем сайте, свяжитесь с нами через Обратную связь (форма № 2). Если вы хотите купить нашу книгу, свяжитесь с нами также через Обратную связь (форма № 3).