Все права на опубликованные произведения принадлежат их авторам. Нарушение авторских прав преследуется по Закону. Всю полноту ответственности за опубликованную на сайте информацию несут авторы.
1 января – это праздник с шампанским на столах, поздравлением президента и прочими атрибутами всеобщего торжества. Для почетного гражданина Каменска-Уральского, человека из энциклопедии «Лучшие люди России» Александра Петровича Устьянцева в этот день праздник двойной: Новый год и день рождения – момент пристального внимания друзей и поклонников со всех уголков страны. А нынче он отметит три четверти века. «1 января 2014 года будет для меня первым без гармони», - чуть слышно говорит Александр Петрович. В этом году он не сыграет юбилейный бенефис по причине болезни. Встретились с ним в больничной палате. Двухлетний опыт преодоления недуга практически не обсуждали. Устьянцев вспоминал незабываемые встречи на своем жизненном пути, говорили о музыке, о состоянии народного творчества в России, про гармонь и баян. Про незыблемые аксиомы – любовь, дружбу, верность слову и делу. «О себе и жизни я музыкой рассказываю», - говорит мэтр уральской гармони.
Мои года – моё богатство О гармонисте, баянисте, хормейстере Александре Устьянцеве написано много. В наше время виртуальной реальности в поисковике нашлось 94 тысячи ответов на запрос о нашем земляке. Музыку в его исполнении, партитуры его произведений, фотографии и статьи о нем выкладывают во всемирную сеть преданные поклонники. Таково народное признание в наши дни. Меж тем, сам Александр Петрович об Интернете лишь наслышан от детей и внуков. Те, кто не знаком с Устьянцевым лично, могут найти в глобальной сети последние новости о его выступлениях в Иваново, Кремлевском дворце, Великом Устюге. От Москвы до самых до окраин знают про каменского самородка, с трех лет бегло играющего на гармони. - Родился я и вырос в довольно большом селе Шаблиш Челябинской области в очень музыкальной семье: папа играл на баяне, мама на балалайке, оба пели изумительно. Затем я стал первым гармонистом на селе – развлекал солдаток на посиделках, сестра славилась как исполнительница частушек, брат младший тоже при инструменте. Во время войны мама за три мешка картошки выменяла добротную гармонь: так ее душа нуждалась в прекрасном, без музыки не могла, и нас в музыку влюбленными с пеленок растила. Родители мои относились к так называемой сельской интеллигенции. Папа был знатным комбайнером и трактористом, мастером, способным собрать машину из руин, мама – бухгалтером. В 1947 году Устьянцевы переехали в Каменск. Здесь Александр Петрович получил рабочую специальность слесаря, которая пригодилась ему лишь в быту. - Не лежала у меня душа к заводской проходной, - вспоминает Александр Петрович. – Отрабатывал повинность в цехе, а после работы ночь-полночь с инструментом, с хором, с танцевальной группой проводил. Постоянно не высыпался. Представьте себе, клуб почтового ящика № 41, «Вагранка» – в Старом Каменске, а я жил с родителями на УАЗе. Бывало, по два часа в сутки спал. Но – ни дня без музыки! С тех пор стабильно музицировал не менее четырех часов в день на баяне и гармони. Но самодеятельность – это варево в собственном соку, без развития, что может перерасти в самодовольство. Уже в сознательном возрасте я закончил экстерном музыкальную школу, позже в моей жизни случились замечательные годы учебы в музыкальном училище им. Чайковского. Но настоящую школу профессионального музыканта и аккомпаниатора я получил в Оренбургском народном хоре. Проработал я там недолго, два года (1962-63). И научился… учиться всю оставшуюся жизнь. В 1964 году квартирой и зарплатой, что греха таить, устроенностью, заманил меня, семейного человека, обратно в Каменск первый директор нового тогда дворца «Юность», человек с консерваторским образованием Сергей Елисеевич Селиверстов. Стал я художественным руководителем ансамбля. Через три года коллектив получил звание народного. Исколесили мы полстраны. Я прошел стажировку у мастеров из хоров им. Пятницкого, Всесоюзного радио, Северного, Сибирского и других. Общался с виртуозами гармони Вологодчины и Орловщины. Великая советская школа народной культуры. Было у меня хобби – выкрутасы собирать (так Александр Петрович называет артистические приемы). Как так, у кого-то получается, а у меня – нет? Надо научиться, перенять, украсить новую песню или плясовую приёмчиком.
Всё остается людям Сейчас выкрутасы от Устьянцева называются непревзойденным мастерством. Александр Петрович сетует: некому в Каменске его умение шестнадцатыми секстами в быстром темпе перенять. Недавно областной Дом народного творчества помог ему выпустить авторский сборник «Перезвоны гармони моей», к партитуре записали диск. Сборник разошелся вплоть до авторских экземпляров. Та же судьба у дисков. Люди со всей России звонят, просят у Александра Петровича: «Может, найдется еще? Очень нужно!». Что делать? Переиздание влетит в копеечку. Всё стоит в наше капиталистическое время немалых денег. А репертуар у гармонистов невелик. Как и размер кошелька. И Устьянцев отдает бесплатно матрицу, с которой диски штамповались. Ведь сохранить гармонь для России надо. Александр Петрович неисправимо советский человек. И не любит говорить о деньгах, хотя пенсия заслуженного работника культуры России небольшая, и выступает он чаще всего «за спасибо». Невзирая на регалии и всероссийское признание, Александр Петрович человек негромкий, скромный, в повседневной жизни почти незаметный. Но выйдет на сцену – один, или с хором, или с ансамблем «Каменские провинциалы» – глаз не отвести. Выступал в большом зале Кремля два раза, в Ледовых дворцах, филармониях – площадок не пересчитать. Всегда с успехом. Вдохновенные переливы его гармони в любом месте бередят душу, разжигают, уводят в другую реальность: то на деревенскую завалинку, то на улицы Каменска прошлого века, когда гармонь была неизменной спутницей праздников. - Я неравнодушен к симфонической музыке, оперному искусству. Но народная музыка у меня в сердце, с молоком мамы впитана. Так совпало, что в советское время народная культура была политически правильной, развивалась, поощрялась. Сейчас как сказку рассказываю молодым коллегам о том, как ездил с коллективом на ВДНХ в Москву. Сто десять человек получали отпускные, дорога и гостиница оплачивались, автобус нас по столице возил, кормили бесплатно. А ныне наши ребята ищут спонсоров год, чтобы поехать и выступить. Притом каменские народники стабильно возвращаются с дипломами лауреатов и гран-при. На энтузиазме еле держатся. Я не призываю делать фольклорное направление основным на российской сцене. Но, ребята, куда катится наша эстрада? Смотрю по телевизору шоу «Голос» и недоумеваю: почему эти даровитые люди пробиваются с боем? Почему талантам не помогают? Почему мы видим на экране одни и те же лица с незатейливым репертуаром? И не говорите, что это делается на потребу публике и народная песня никому не нужна. Почему-то заграницей наши коллективы публикой принимаются на ура, и там исполнители исконно российской музыки заполняют залы, а на родине приветствуется… Эх, сами всё понимаете… Продолжение следует.
Уважаемые авторы и читатели! Ваши вопросы и пожелания вы можете отправить редакции сайта через Обратную связь (форма № 1). Чтобы открыть свою страницу на нашем сайте, свяжитесь с нами через Обратную связь (форма № 2). Если вы хотите купить нашу книгу, свяжитесь с нами также через Обратную связь (форма № 3).