Многие ли сегодня могут назвать себя счастливым? В нынешнем циничном обществе понятие «счастье» стало эфемерным и зачастую измеряется в денежном эквиваленте. Убежден: именно на людях, живущих в гармонии с собой, держится наша планета. Живой экспонат музея счастливых людей - Виктор ВРУБЛЕВСКИЙ, заведующий отделом технического сопровождения Социально-культурного центра.
С МУЗЫКОЙ ПО ЖИЗНИ
Всю жизнь нашего героя сопровождает музыка. Возможно, секрет его счастья кроется именно в этом. Впервые юный Виктор познакомился с музыкальным творчеством, когда начали набирать популярность «The Beatles». Дома висела шестиструнная гитара, которую он долго не решался снять со стены.
- Я стеснялся играть на ней, в то время в моде были «семиструнки». При этом жутко завидовал ребятам из школьного ансамбля. В итоге любопытство и желание научиться играть взяли верх, - вспоминает Виктор Антонович.
Врублевский играл и в студенческие годы, и во время службы в армии. Кстати, служил Виктор Антонович механиком в боевом полку в Омске, где базировались дальние перехватчики Ту-138. Приходилось иметь дело с аппаратурой, которую сам собирал до армии на ПО «Октябрь».
Вернувшись в Каменск, снова начал играть, создал модный по тем временам ВИА. Получалось настолько хорошо, что однажды вместе с музыкантами добрались до всесоюзного конкурса талантов «Юность комсомольская моя», где стали дипломантами. Удивительно, но до этих пор Виктор играл на гитаре, не зная нотной грамоты. В 1976 году он поступил в Курганское музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение. Там Врублевский познакомился с Александром Черепановым - с ним у нашего героя сложился творческий союз, просуществовавший до 1991 года.
- Это были самые счастливые годы, - вспоминает музыкант. - Нас было четверо, кроме меня и Черепанова – Игорь Войнов и Сергей Петренко. Дружим до сих пор.
С 1980 года Виктор Врублевский работает в местном филиале филармонии. Параллельно с классическими музыкантами организует концерты тогда еще начинающих звезд. В 1984 году Виктор Антонович привез в Каменск Ларису Долину. Тогда ее знали только по роли негритянской певицы в фильме «Мы из джаза». Первые выступления артистки были провальными. Только спустя десятилетие Долина вернулась в наш город, будучи популярной. Того, кто помогал ей выступать в 1980-х, Лариса Александровна не забыла: во второй приезд напомнила Врублевскому о былом.
СМЕНА ЖАНРА
Пришли 1990-е, и людям стало не до классической музыки. Интерес к филармонии пропал. Люди были заняты совершенно другим: вчерашний зритель пытался выжить, не имея достаточно средств. Нелегко было и нашему герою.
- В 1991 году, когда родился сын, денег не было даже на бутылку молока, - вспоминает Виктор Антонович. – Недолго думая, пошел в управление культуры. Там мне предложили стать методистом только что созданного на базе Института марксизма-ленинизма Социально-культурного центра.
Поработав некоторое время методистом, Врублевский становится заведующим творческим отделом. В его обязанности снова входит организация концертов. Только это уже не филармония - в лихолетье в цене были другие артисты, работать с которыми было не только сложно, но порой просто опасно. Иногда дело доходило до угроз в адрес сотрудников зала. Любили организаторы и покапризничать. Так, концерт Любови Успенской в середине 1990-х состоялся только благодаря железной выдержке работников управления культуры. Местный организатор решил неплохо заработать на артистке и попросил вместо 17 миллионов за выступление 21 (договоров тогда не подписывали, работали напрямую с кассовых сборов).
- Полный зал татуированных людей, а Успенская не выходит, - вспоминает Врублевский. – Я пошел говорить организатору, что отменяем выступление и возвращаем деньги за билеты. Вдруг появилась Любовь и сказала: «Виктор, если мы не начнем выступать, мне придется напиться!» В итоге мы пошли на уступки, и концерт состоялся.
ВОЗРОЖДАЯ ВЫСОКОЕ
Вернулся к классической музыке Виктор Антонович только в 2001 году. Заняться забытым делом его уговорил руководитель Свердловской государственной филармонии Александр Колотурский, с которым Врублевский плотно работал в 1980-х. Каменск-Уральский снова получил возможность видеть и слышать исполнителей классики. Но все было не так просто. Одуревший от синтезированной попсы и «блатняка» народ не торопился приобщаться к высокому. На первых концертах симфонического оркестра на сцене было больше музыкантов, чем зрителей в зале. Хоть как-то привлечь жителей удалось благодаря снижению цен на билеты. Помогали в возрождении местного филиала филармонии и крупные бизнесмены.
- Как-то раз столкнулись с тем, что зимой в зале была низкая температура. Помочь попросили бывшего директора одного из крупных промышленных предприятий. Тот при мне в кабинете вызвал своего подчиненного и заявил, что если его жена, которая придет вместе с ним в декольтированном платье, замерзнет, ему не сносить головы. Вопрос был решен мгновенно, - вспоминает Виктор Антонович.
Потом придумали «Золотой абонемент». Стоил он 5000 рублей и позволял посещать все концерты филармонии. Обладателями были видные персоны из числа директоров заводов, бизнесменов, чиновников. Деньги, вырученные от продажи абонементов, шли на снижение цен для менее обеспеченного зрителя. Колесо закрутилось: Каменск вновь стал городом, где есть своя филармония.
ДВА СЫНА, ДОЧЬ И МАШЕНЬКА
- Я - счастливый мужик! – признается Врублевский. - Судьба обратила меня к музыке: где-то я ее касался более плотно, где-то - менее. За плечами сотни организованных концертов, 25 лет работы в филармонии… Мне много лет (в сентябре Виктору Антоновичу исполнится 65 – прим. ред.), но я живу, потому что мне это жутко интересно.
Сегодня Виктор Врублевский - заведующий отделом технического сопровождения Социально-культурного центра. В его подчинении звукорежиссеры, художники, осветители, монтажники. То, как выглядит оформление сцены на каждом мероприятии, – заслуга нашего героя и его коллег.
У Виктора Антоновича крепкая семья. Думаю, это вторая составляющая его счастья. У него трое детей. По стопам отца пошел только первенец Станислав. Он, будучи музыкантом, работает в Ирбите. Второй сын Антон – специалист на заводе «Исеть». Дочь Анастасия живет в Екатеринбурге, недавно подарила папе внучку Машеньку.
Есть у Виктора Врублевского, как он выражается, хобби: за городом он собственными руками строит дом. Опыт в строительстве имеется: в советские годы несколько лет приходилось работать на стройке столяром.
Всякий счастья своего кузнец. Это про Виктора Антоновича. На вопрос, в чем секрет счастливой жизни, отвечает скромно:
- Я стараюсь быть там, где нужен. А еще нужно относиться к окружающим так, как ты бы хотел, чтобы обращались с тобой.
Артем Горбунов (газета "Новый Компас")
|