16 февраля на Патриаршем подворье Храма на Крови достойно выступил Геннадий Халдин, один из завсегдатаев екатеринбургского литобъединения «Петроглиф».
Произошло данное событие в рамках постановки Театра Слова «Поэтические души говорят… Стихи и картины Геннадия Халдина» (постановка народной артистки России Тамары Ворониной, в соавторстве с заслуженной артисткой России Натальей Ивановой).
Из выставленных художником картин следует особо выделить «Выкликание (Борис Пастернак)» (1998),«Знамение» (1997), «Упокоение» (1996), «Таватуй» (1966), «Портрет Насти» (2010), «Христос перед Пилатом» (2011); из графических работ - «Дорога к храму»(2009), «Рефлексия» (2008), «Сотворение» (2009), «Портрет студентки-архитектора»(1973), «Восемнадцать лет» (2009), «Симметрия» (2012), «Вороны городские…» (2011), «Портрет поэта Ю. Казарина» (2011), «Портрет артистки Т. Ворониной» (1967).
Геннадий Егорович - участник свыше 20 отраслевых, всесоюзных и международных выставок по дизайну и изобразительному искусству. Например: Первая областная выставка декоративно-прикладного искусства, Свердловск, 1972; Специализированная выставка «Дизайн в СССР», проходившая в Варшаве и Кракове (Польша) и др. Имеет 21 свидетельство на «промышленный образец», медали ВДНХ, 28 публикаций в различных изданиях.
И, что особенно ценно для «петроглифцев», - он не забывает о своём родном литобъединении: новый сезон в «Петроглифе» (а это было в сентябре 2014 г.) открывал именно он - презентацией книги, художественных и дизайнерских работ.
Справка:
Поэт и художник родился в Челябинске, окончил среднюю школу, затем Свердловское художественное училище им. И. Шадра. Службу в рядах Советской Армии проходил в Москве. После демобилизации - в 1968 г. - поступил учиться в Уральский филиал Московского архитектурного института.
Окончил Свердловский архитектурный институт (первый выпуск по специальности: художник-конструктор), и был направлен на работу в Уральский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (УФ ВНИИТЭ), где проработал в должности Главного художника-конструктора проектов до 1998 г., занимаясь художественным конструированием и НИР в области промышленного оборудования и средств транспорта.
Им разработано около 80-и дизайн-проектов, многие, из которых, были внедрены в промышленное производство.
В.Пранов
(на фото внизу: лауреат международного
конкурса Елена Гаврилова, лауреат
международных конкурсов пианистов
Владислав Чепинога, лауреат международного
конкурса Елена Сидоренко, художник и поэт
Геннадий Халдин, лауреат международного
конкурса и всероссийских конкурсов Денис
Сорокотягин, народная артистка России
Тамара Воронина, заслуженная артистка
России Наталья Иванова, артист театра и
кино Александр Кичигин, лауреат
международного конкурса Мария Викулина).
ПОЭТОГРАФИКА ГЕННАДИЯ ХАЛДИНА
«Талант – потребность в изъявлении внутреннего мира», – заметил как-то Сергей Довлатов. Человек, написавший книги стихов "Рефлексия", "Поэтографика", "Тектоника", "Стайлинг", "Метрика", безусловно, талантлив, безусловно, обладатель богатого внутреннего мира, Души, которая ищет разные формы для своей материализации.
Геннадий Егорович Халдин – известный дизайнер (член Союза дизайнеров России), художник (автор замечательных произведений живописи и графики), уральский поэт (член Российского союза писателей). Его познающая Душа являет себя в красках, в звуках, в визуальных и вербальных образах… Эти образы обогащают, дополняют друг друга, создавая многомерный, многоцветный мир рефлексирующего Я.
Этот лирический мир состоит как бы из трех кругов, трех смысловых полей. Прежде всего это ландшафт, геопоэтическое пространство мира, плотно заполненное вещами, которые со-бытийствуют, со-существуют с лирическим героем. Вот стоптанные ботинки как символ Пути человека (Сколько истоптано, сколько исхожено плит тротуарных, дорожных графем), а вот городские вороны как свидетели разборок, переворотов, страсти, рождений, похоронок и смены прежней власти. Взгляд Художника, внимательный к деталям, к фону своей жизни, видит в птицах некую модель мира, параллельного человеческому, находит в судьбах пернатых попутчиков перекличку с судьбами людей: И каркать, и смеяться, и жизнью наслаждаться, и гибнуть при доносах.
Попадая в пространство жизни героя, любая вещь, любой артефакт наделяется аксиологическим значением. Вот старый электрический столб, атрибут нашего технологизированного бытия, но за привычным, стертым пытливое сознание улавливает схожесть историй, «судеб скрещенье»: Стоит он сер и незаметен... Я тоже стар, к тому же – беден.
Пространственные координаты мира рефлексирующего героя четко обозначены: как правило, это близкие, известные ему с детства места – Таватуй, Абрамово, уральские овраги, ручейки: У берегов оврага пучки, растут уральские саранки – ребята рвут, кидают в кучки, чтоб отварить их на таганке. Автору в «Этюдах» удается крупными мазками передать знаковые фрагменты истории своей жизни, но опять же в вещных, предметных подробностях: Мороз. Рождество. А на стылом лоточке творожных сырников выстроен ряд, и бабушка наша на синем крылечке ждёт колядующих местных ребят.
Но Урал – это и вся родная страна. И мысль героя, проникая пространство и время, личную, частную историю соотносит с большой историей: со своим военным детством, с неухоженностью, неустроенностью современной России. Содержи Россию в чистоте, свою душу вымой прежде тела, сохрани в российской красоте лучшее, что та всегда имела.
Тема Пути человека и Пути России в поэзии Г. Халдина неразрывно связана с третьим смысловым пространством его стихов – с поисками героем смысла жизни. Выход за пределы себя, метафизическое постижение значимости своего пребывания в мире – вот смысловой вектор движения рефлексирующего сознания. Герой ставит точный диагноз современным болезням души: Ставни души закрыты, уши забиты ватой, тело прижато платой, мозг озадачен датой. Исцеление же размышляющий и страдающий субъект лирической поэзии видит во всеобщей любви, в утверждении высших человеческих ценностей: Зодчему форму, писателю слово, ваятелю глину, художнику цвет; киту тёмно-синему тонны планктона, ослепшей собаке дай, Господи, свет.
…Орхан Памук писал: «Что есть чтение, если не постепенное постижение сознания другого человека?» Постигая же сознание, Душу Другого, мы обогащаем себя…
Елена Соболева,
кандидат филологических наук,
зав. кафедрой языков массовой коммуникации Уральского Федерального Университета |