16 января 2019 года, в три часа дня, после продолжительной и тяжёлой болезни, на 72-ем году не стало Людмилы Сергеевны Быковой. Каменской поэтессы, автора сборника стихотворений «Жизнь» (2006), лауреата 15-го Рождественского поэтического конкурса, двукратной чемпионки и серебряного призёром областного турнира по настольному теннису среди людей с ограниченными возможностями, победительницы городских соревнований по настольному теннису среди женщин, мастера по макраме, общественного деятеля и внештатного корреспондента городских и областных СМИ…
Людмила Быкова. Это имя на слуху, оно хорошо известно в поэтических кругах горячо любимого ею города. Самыми верными почитатели Людиного таланта были родные, друзья и жильцы Каменск-Уральского дома-интерната, где она прожила более сорока пяти лет.
Человек нелёгкой судьбы. С малых лет болезнь приковала сначала к постели, затем к инвалидному креслу. Детство проходило то в детском доме, то в санатории. Потом – Каменск-Уральский дом-интернат, в котором прожила более 45 лет, с первого дня его открытия. Но сила духа, природная одарённость, большой творческий потенциал помогли «вырваться из пут немощного тела» и воспарить к поэтическим небесам. Не зря потому, наверное, Людмилу почти сразу заприметила известная каменская поэтесса Евгения Кузеванова и приютила под своё крыло-покровительство, а после не раз цитировала лучшую Людмилину строчку «Наклонился тополь к тополихе», как безусловную поэтическую удачу, что дало прекрасную возможность «засветиться» на страницах поэтических сборниках и областной, городской и районной печати.
И во всём этом была определённая закономерность. Любовь к слову, искренность чувств, глубокое проникновение в суть вещей, философское осмысление мира помогали в работе над стихотворными строчками. Писала только то, что сама чувствовала душой, и, в силу врождённой скромности совсем не переносила по отношению к себе звания «поэтесса», самокритично относилась к собственному творчеству. Это притом, что поэзию любила до самозабвения. На книжной полке в маленькой комнатке всё самое любимое, бесценное – Пастернак, Цветаева, Мандельштам, Ахматова, поэты андеграунда…
В стихотворных строчках каменской поэтессы слышится голос и боль души, которая не желает мириться с немощным телом, и как птица, обретя поэтические крылья, рвётся и рвётся наружу – к старому клёну за окном, к небу, к людям… «Я жажду вырваться из плена, дарованного мне судьбой». Такая позиция просто не могла не вызывать уважения и преклонения перед мужеством и талантом.
Одно из любимых Людмилиных увлечений было макраме. Смотришь на её рукоделие – и диву даёшься: богатая фантазия, тонкое чутье, умение воплощать задуманное. Что и говорить, мастерица от природы. Потому не удивительно, что на конкурсах «Умелые руки» Людмила Быкова неоднократно занимала первые места, за что награждалась грамотами и памятными призами.
Нас связала крепкая и долголетняя дружба. 33 года – не шутка и о многом говорит. Одни казённые стены, один чёрствый хлеб, одна общественная работа, редакторство стенной печати, литературное творчество, сотрудничество со СМИ, публикации в сборниках… Про нас можно сказать просто: «старшая сестра и младший брат» – и это, наверное, будет правильно, «в само яблочко». Когда Людмила узнала, что тоже «грешу» творчеством и уже вовсю начал публиковаться в «Каменском рабочем» и районной «Пламёнке», очень обрадовалась за меня и за то, что теперь сама не будет в одиночестве «вариться в собственном соку», есть с кем пообщаться на творческой волне, обсудить задумки, всячески поддержала и в дальнейшем реально помогала верными советами. Это именно Людмила подарила на моё 50-летие портрет с натуры «И это всё о нём» – да так, что совсем не нашлось слов, чтобы с чем-то не согласиться, мастерски ухватила самую суть, заглянула во все потаённые уголочки души и обрисовала всё точно…
Конечно, чего уж теперь скрывать, был у Людмилы тяжёлый период – депрессняк – когда жить просто не хотелось, и стоило огромных усилий и нервов, чтобы вывести её из этого состояния, штопора. Спасением стал настольный теннис… В 55 лет! И как! Уже через год, в 2004 году на спортивных соревнованиях среди людей с ограниченными возможностями Свердловской области Людмила Быкова не только показала неплохие результаты по сумме общих баллов, но ещё и, на радость своего тренера Павла Суворова и друзей по команде, стала победительницей, заняв первое место по настольному теннису. Спортивное крещение напрочь излечило от депрессии, дало шанс вырваться из немощной скорлупы к свету, на люди, укрепило желание жить, писать новые стихотворения, общаться и заводить новых друзей.
Но проклятая смерть не спрашивает нашего желания, взяла да вырвала от нас Людмилу Быкову. Прервалась песнь… Песнь светлой души немощного тела. Однако, как кажется, это не совсем верно. Песнь продолжает звучать во весь голос в Людмилиных стихотворениях, а потому она вовсе не ушла от нас, продолжает оставаться с нами, со своими друзьями и родными, в наших сердцах, в нашей памяти. И память эта, в чём нисколько не сомневаюсь, нетленна.
Игорь Краснов,
журналист, писатель,
лауреат Международного фестиваля
«Литературная Вена» (2009) |