Не ходите в актеры, выбирайте себе нормальную профессию, отговаривает своих учеников руководитель «Маленького театрика» и молодежного театра «Эльдорадо» Ирина Симанова. Студия при театре драмы манит детей как магнит. Порой занятия в студии стремятся использовать как трамплин в желанную актерскую профессию. Почему же театральное детство – это хорошо, но стоит ли отдавать театру целую жизнь-вопрос, над которым надо крепко задуматься? Об этом мы услышали от самой Ирины Симановой.
Если все сложится, то театральная студия возобновит работу в сентябре. Так или иначе, когда-то все вернется на круги своя. Дети-то уже соскучились и забрасывают Ирину Ивановну SMS-сообщениями. Прошлый сезон для студии оборвался на самом интересном месте, за два дня до премьерного показа обновленной версии спектакля «Волк и семеро козлят». В самом разгаре шла работа над постановкой «Том» по произведению Марка Твена.
- Боюсь, за полгода дети забыли все напрочь. Окажется, что надо начинать работу над спектаклем заново, - вздыхает Ирина Симанова.
Больше тридцати лет Ирина Ивановна «играет» с детьми в театр. Первые ее ребята – давно уже взрослые дяди и тети. Сегодня в «Маленьком театрике» занимаются две группы детей – старшая и младшая. Не исчез никуда и молодежный театр «Эльдорадо» - в коллектив попадают самые «старички» и уже поднаторевшие на сцене ребята. В общей сложности на воспитании у театральной мамы – более 40 юных артистов.
Ирина Симанова видит детей настоящими, живыми, честными. Этой честности она от них ждет. Учит не врать на сцене, говоря: «Моя первоочередная задача – чтобы ребенок был на сцене органичным, не изображал эмоцию, а испытывал ее». Руководитель студии уверена в правоте известной фразы: «Театральному делу научить нельзя, но научиться можно»
- Бывает, что кто-то из ребят ходит и ходит, и думаешь: «Ну когда из него выйдет толк! Никаких данных». А потом, со временем они себя проявляют. Если продолжают трудиться и заниматься. Из любого ребенка можно сделать пусть не прекрасного, но более-менее сносного актера.
Начинать нужно пораньше, класса с первого-второго, считает Ирина Симанова, когда дети еще окончательно не «закрылись». Она замечает, что сейчас много стало закрытых деток, которые держат свои эмоции «в ракушечке».
Так почему не надо торопиться идти в актеры?
- Для того, чтобы стать успешным актером, должно очень многое совпасть: театр, режиссер, роль… Многое зависит часто просто от удачи – оказаться вовремя в нужном месте, например. А если не совпадет, не случится? Сидеть на «Кушать подано» и давиться завистью к более удачливым актерам? Думаете, самое сложное поступить? Надо еще проучиться, а потом найти работу, найти СВОЙ театр. Предлагать себя, доказывать, что ты интересен и талантлив и, может быть, от многих услышать: «Нет, вы нам не подходите». А потом каждая премьера (да что там премьера, каждый спектакль) – экзамен. А нелицеприятные отзывы критиков и зрителей? Если вы к этому готовы, то идите, - предупреждает Ирина Симанова.
Иногда вопреки словам наставницы ребята все же выбирают театральный вуз. Среди воспитанников студии выпускники ВГИКа и Санкт-Петербургской Академии искусств, Екатеринбургского театрального института. В данный момент двое ребят (Алена Вихарева и Андрей Папшев) являются третьекурсниками ЕГТИ, еще одна бывшая студийка Мария Баландина только что закончила Пермский институт культуры и уже во время учебы начала служить у своего мастера Сергея Федотова в театре "У Моста", который по рейтингу журнала Forbes входит в десятку лучших театров страны. Буквально вчера – 12 августа - выпускник этого года Иван Середкин стал студентом ГИТИСа – самого большого театрального ВУЗа страны.
- В основной школе все наши ребята отличники или хорошисты. То ли это потому, что в студии им приходится запоминать большие объемы информации. Это не только актерский текст, но и мизансцены, задачи и т.д., то есть все действия от начала и до конца спектакля. Даже те ребята, у кого в младших классах были тройки, потом подтягиваются.
Желающих попасть в студию всегда больше, чем мест в ней. Это вечная проблема, признается Ирина Симанова. Делать набор каждый год нет возможности. Чтобы взять новую группу, надо выпустить старших ребят. Выбирать из детей – занятие неблагодарное. Иногда покорить могут не столько природные данные ребенка, сколько его упорство и желание. Один мальчик не постеснялся, подошел и обнял Ирину Ивановну за ногу: «Ну пожалуйста, возьмите меня, я хороший…»
- Театр – это место, где все друг от друга зависят. Если кто-то один вовремя не подаст реплику,реквизит, это может зарубить весь спектакль, - говорит режиссер «Маленького театрика». На площадке все – как одна команда. Происходящее на сцене – только лишь часть того, что называется «спектакль». Например, в снятой с репертуара постановке «Завтра была война», сцены менялись 18 раз. Все перестановки декораций лежали на актерах. Ирина Симанова обычно смотрит на игру ребят из рубки, а один раз из интереса решила постоять за кулисами.
- Ребята четко и отлажено делают свое дело, каждый знает, в какой части закулисья должен находиться в тот или иной момент. «Ирина Ивановна, здесь не стойте, пожалуйста! Отойдите - сейчас сюда лестницы понесут» и так далее. Пришла и поняла, что я здесь совершенно лишняя, что их ответственность за спектакль не зависит от моего присутствия или отсутствия, - рассказывает Симанова.
Вот это братство приводит к тому, что детей потом палкой домой не выгонишь. Они очень дружные становятся. Во внеурочное время могут забраться в кабинет и играть в настольные игры, общаться, придумывать капустники.
Ирина Симанова учит детей не бояться выглядеть глупо. Ведь как проходят занятия в студии? Иногда всех попросят встать на четвереньки и залаять. В другой раз, на занятиях по сценической речи, дети будут изо всех сил корчить «морду лица». Так развивается речевой аппарат, а заодно ребята раскрепощаются.
- Когда приходят новые детки, я им объясняю: в нашей студии есть правило, и оно самое-самое важное. У каждого из нас есть право на ошибку. Каждый может сделать или сказать не то, и никто не будет над ним смеяться. Артист должен не бояться сделать глупость. Высказываться, действовать так, как он считает нужным. На то и режиссер, чтобы поправить, если ты делаешь совсем не то. Иногда нужно много раз сделать «НЕ ТО», чтобы вышло в итоге «ТО».
Сначала – хорошее. Это еще одно железное правило студии. Допустим, ребята сыграли этюд. Остальные посмотрели. После этого желательно каждому высказаться. Но сначала обязательно надо сказать об этой работе что-то хорошее, а только потом указать на ошибки. Попробуй заметить позитив, ведь недостатки выискивать проще. Со временем ученики Ирины Ивановны берут это правило в привычку и идут с ним по жизни.
Марина Кокорина («Каменский рабочий», 13 августа 2020 г. № 64 (20688) |