Умер самый бородатый артист Каменска-Уральского.
Странное начало для некролога – но, мне кажется, покойному оно бы понравилось. Ибо Сергей Григорьев не особо жаловал пафос в речах – больше уважал хорошую песню да душевный разговор. И, конечно, любил свою бороду, которая у него то отрастала до невероятных размеров, то вдруг укорачивалась. Во всяком случае без неё Сергея Владимировича уже мало кто помнит – а ведь было время…
С девяти лет занимался Серёжа в кукольном театре, расположенном в квартале, где он жил тогда. С одиннадцати до семнадцати лет посещал театр-студию при Дворце пионеров УАЗа.
Потом учёба, работа. И на скорой помощи успел, и на заводе…
В 1971 году в возрасте двадцати одного года стал артистом Народного театра Дворца культуры УАЗа. Много интересного там было сыграно: тот, ныне уже, к сожалению, почти забытый театр, тогда гремел по городу и далеко за его пределами. Однако самые значимые работы Григорьева на сцене ДК УАЗа публика увидела с приходом в театр режиссёра Людмилы Ивановой. Он сыграл яркие роли в пьесах Дж.Патрика «Дорогая Памела», М.Дурси «Бертольдо при дворе», В.Распутина «Последний срок», М.Варфоломеева «Святой и грешный»…
В 90-х, когда Людмила Борисовна Иванова создала свой Детский театр «Да здравствуют дети!», Сергей Владимирович ушёл из ДК УАЗа, чтобы помочь любимому режиссёру поставить новый театр на ноги и параллельно заняться сольными проектами. В Детском театре он несколько лет «отслужил» Дедом Морозом, принимал участие в литературно-музыкальных композициях. На базе «Да здравствуют дети!» был создан театр романса, который с гастролями объездил сначала всю область, а затем, в 1997 году, выехал за её пределы и был тепло принят во многих городах России.
В 2000 году, в рамках проекта вечерних спектаклей для взрослых, на подмостках Детского театра сыграл роль Генриха Восьмого в спектакле «1000 дней Анны Болейн» М. Андерсона (реж. Г. Мурашова). Затем, в 2010 году, спектакль был восстановлен, а точнее – поставлен заново Людмилой Ивановой в камерном театре «Артель», и Сергей снова играл короля.
Некоторое время – с 2004 по 2005 год – Сергей Владимирович поиграл на сцене «Драмы номер три», однако в последнее время все его творческие планы и надежды были связаны с театром «Артель». Началось со спектакля «Свои люди – сочтёмся!», по А.Островскому, где Григорьев, при своём большом росте и склонности к полноте, сыграл маленького, забитого жизнью, но, однако, очень хитрого юриста Сысоя Псоича Рисположенского. По его собственному признанию, самою трудное в заучивании текста для него было – запомнить имя своего персонажа, иногда партнёры по сцене ему шёпотом подсказывали, как его зовут.
Этот спектакль получил престижные награды на двух театральных фестивалях – в Невьянске и в Екатеринбурге. Оценила его и каменская публика.
На выходе был ещё один интересный проект – «Миргород», на сцене ДК «Юность». Сергей Владимирович очень хотел сыграть что-нибудь из повестей Гоголя, и заказал мне пьесу-фантазию на темы произведений Гоголя. Именно заказал – со всеми атрибутами официального заказа: с письменным договором, с обсуждением ключевых моментов сюжета. И вот – пьеса написана, готовы костюмы и декорации, екатеринбургский композитор придумал музыку, отрепетированы все сцены… Сергею было настолько важно, чтобы спектакль состоялся, что он вложил в него немалые деньги… Увы, зритель не увидит артиста Григорьева в роли Ивана Никифоровича.
В последние годы Сергей Владимирович служил певчим в Свято-Троицком соборе. Он был верующим человеком, его постоянное участие в церковных службах не было случайным.
Кажется, в его жизни вообще ничто не было случайным – ни работа, ни увлечения, ни жёны, ни дети. Как-то он сказал: «Знаете, в чём смысл жизни? В том, чтобы найти своё призвание, понять, для чего тебя создал Бог. А я – счастливый человек, я нашёл и понял…»
Этот бородатый счастливый человек Сергей Владимирович Григорьев родился в Каменске-Уральском 8 января 1950 года. Умер 9 ноября 2020 года от инфаркта.
Похоронен на Волковском кладбище.
Дмитрий Кочетков,
камерный театр «Артель»
(на фото Сергея Селякова
Сергей Григорьев в спектакле «Анна Болейн») |