Очередное собрание "Петроглифа" состоялось, как обычно, в ЦКиИ "Верх-Исетский" 5 февраля 2022. К сожалению, на собрании присутствовало только 7 человек. На явке сказалась очередная волна нового штамма коронавируса с красивым названием "омикрон". Заседание началось, как всегда, со знакомства со стихами уральских поэтов. Сегодня это были отрывки из стихов авторов, участников Петроглифа - Юлии Глуханько, Олега Пашинского, Николая Ганебных и других. Постепенно заговорили о стиле поэта, который характерен только настоящему поэту - стихотворцу. Далее Евгений Лобанов рассказал о Германе Иванове, показал его первый сборник стихов и последний с характерной для Иванова надписью - только фамилия автора. Было отмечено, что Иванов, как поэт, тяготеет к коротким стихам - шести-восьмистишиям. После разговора о Германе Иванове началась литературная учеба, которая являлась прежде всего практическим занятием, перед которым Татьяной Шороховой было сказано, что поэзия - это особый мир, в котором всё живет по своим законам.
Понятие литературный язык и язык художественной литературы часто путают. Литературный язык подчиняется нормам книжно-специальной речи, он включает в себя множество самых разных пластов бытующей лексики – правильной, но специфичной для определенного круга людей, места, исторического времени. А для языка художественной литературы главный критерий выбора слов – эстетический: красиво ли? При этом, язык обязательно должен оставаться правильным, грамотным.
Поэтический язык открыт изменениям – поиску новых образов, оригинальности, он часто бывает многозначен.
Если вы пишете стихи, а не просто по неизвестной причине зарифмовываете то, что могли бы сообщить прозой, то ваш язык должен быть поэтическим. Но в зависимости от выбранного жанра его лексика будет разной. Как пример было представлено стихотворение, которое, по мнению неизвестного автора, было показано как философское:
Реалии нас здесь достали,
Они по жизни таковы.
Поймём ли мы их все - едва ли,
Реалии всегда правы.
А в жизни нашей несуразной,
Нам ведь приходится в них жить.
Ведь жизнь нам кажется заразной,
И заставляет нас тужить.
Такое просто существует,
Присутствует везде теперь.
А жизнь рвёт, она лютует,
Пред нами запирает дверь.
Несётся жизнь преград не зная,
Реалии её страшны.
Она есть собственно такая,
И не несёт своей вины.
Присутствующие отметили в стихотворении большое количество разговорных слов, штампованной речи, что никак не делает это стихотворение качественным и, тем более, философским. После этого присутствующим были розданы стихи для разбора. Петроглифцы не только отмечали лексику предложенного стихотворения, но и отмечали его положительные отрицательные стороны. Заговорили о звукописи, о ее важности при написании стихотворения, и решили следующее заседание Петроглифа посвятить этой теме, сделав ее лекционно-практической.
После этого пошло чтение стихов по кругу, но авторы уже не просто читали свои стихи, а просили указать на их недочеты.
Петроглифцы в конце отметили, что все заседание было очень интересным. В марте наметили поговорить о творчестве другого уральского поэта - Игоря Воротникова, почитать его стихи. А через пару месяцев - 14-го мая состоится перенесенная с ноября презентация "Петроглифа" у Светланы Надь в Белинке. Так что петроглифцам есть над чем работать. Кроме того, Наталия Никитина продолжает собирать стихи и фотографии для книги к 300-летию города. Рабочее название книги "Екатеринбургъ - Свердловск - Екатеринбург в стихах". Кто ещё не успел отправить материалы в сборник, поторопитесь. Надо уложиться до конца февраля.
Татьяна Шорохова |