Каменскому музыканту Евгению Реутову – 55!
Легенда каменского рока, культовая фигура для целого поколения каменских молодых «рок-революционеров» с гитарами, именно Евгений Юрьевич стоял у истоков каменского рок-андеграунда в 80-е годы прошлого столетия. Принято считать, что с творческой деятельности Евгения Реутова начался отсчёт времени для целого музыкального направления, причём не только в нашем городе, но и в целом по Уралу, поскольку Евгений Реутов является одним из родоначальников уральского панк-рока.
Придя в рок-музыку из джаза, Евгений Реутов вместе с поэтом Вячеславом Ореховым, после непродолжительной «стажировки» у одного из лидеров и зачинателей сибирского корневого панка Кирилла Рыбьякова в тюменской группе «Кооператив Ништяк», в которой Евгений участвовал в качестве сессионного гитариста, а его друг и соратник – в роли текстовика, – ребята решили «замутить» нечто подобное и у себя на родине.
Это решение претворилось в жизнь в 1988 году появлением одной из первых на Урале панк-групп с одиозным и до сих пор актуальным названием «Пораженцы». Явление миру «пораженцев» инициировало мощнейшую волну панк-андеграунда в Каменске-Уральском и зарождение целой плеяды молодых подражателей – «Министерство Мест Общего Пользования» (ММОП), «Склеп имени Глюка Обломова», «Окоп Траншеевич Котлованофф», «С.Э.Р.», «Мошонка Тухачевского», «БалеТмейстеР», «Временное правительство», «Трибуна-Л», группа альтернативного попса, «Бонч-Бруевич», «Сибирский трактор», «Разбитое корыто», «Близкие покойного», «Синий крокодил» и др. Евгений Реутов для молодых участников рок-подполья стал в эти годы не только вождём и вдохновителем, но и по-настоящему культовой личностью. Как писал историк каменской культуры Сергей Симонов: «Именно Евгением Реутовым был взведён «курок» каменского рока» («КУРок» – скандальная панк-передача городского радио и самоназвание каменск-уральского рока, вошедшее в обиход с лёгкой руки Вячеслава Орехова).
В то же время, зона влияния Джека Пораженца (именно под таким творческим псевдонимом выступал Евгений) не ограничивалось исключительно Каменском. Самиздатовские магнитоальбомы (по некоторым сведениям, Евгений записал за несколько лет около 15), яркие, запоминающиеся выступления на рок-фестивалях (приз «Надежда» Свердловского рок-клуба на фестивале «Талицкая осень-89»), продюсерская деятельность сделали каменского музыканта ключевой фигурой уральского панк-рока. В 1989 году Евгений Реутов в г. Артёмовском Свердловской области продюсировал дебютный альбом «Смысловых галлюцинаций» – «Внешняя атрибутика» и сам же сыграл в составе группы на бас-гитаре. Эта запись побудила некоторых рок-аналитиков назвать Джека Пораженца одним из лучших бас-гитаристов панк-андеграунда страны, поставив его, между прочим, на второе место сразу после басиста «Гражданской обороны».
В последующие годы Евгений Юрьевич жил в Москве и Челябинске, работал в ростовской рок-группе «Дух волны», в екатеринбургской арт-группе «РЕльСа» (совместно с известными художниками Олегом Еловым и Альбертом Сайфулиным), в собственном музыкальном проекте «Настоящий Современный Мужчина», писал и публиковал стихи и тексты, снимал кино (был вместе с Альбертом Сайфулиным и Дмитрием Юрченко одним из авторов первого каменского видеоарт-фильма «Пробуждение. Рубиновый День»), брал дипломы на фестивалях авторской песни (например, победил в 1995 году на каменской «Зелёной карете» в номинации «Полный автор»), гастролировал в качестве автора и исполнителя шансона по тюрьмам и колониям Южного Урала, продолжал писать номерные альбомы «Пораженцев».
В 1996 году совместно с Вячеславом Ореховым выпустил в екатеринбургской звукозаписывающей студии «НП-рекордз» компакт-диск «Евгений Онегин. Песни из-за колючки» в серии «Блатата уральская». Директор «НП-рекордз» Виктор Зайцев прогнозировал пластинке большое будущее, но сам же по не понятным причинам «заморозил» её продвижение и широкое распространение. Впрочем, компакт-кассеты с песнями Реутова-Орехова в Москве на знаменитой «Горбушке» продавались вплоть до конца «нулевых», а их CD-аналоги, по некоторым свидетельствам, можно встретить и сейчас. После возвращения на родину Евгений Юрьевич писал музыку для спектаклей (в том числе, для каменской «Драмы Номер Три»), в 2008 году совместно с Ольгой Реутовой занимался реализацией проекта по толерантности «Я принимаю тебя» в ЦМИ ЦКиНТ «Орбита» (было выпущено два CD с работами художников, фотографов, поэтов и музыкантов), в 2010 году под эгидой Центра молодёжных инициатив-К «Арт-форум» реализовал ещё один крупный проект – фильм-фестиваль для людей с ограниченными возможностями «Целый мир». В 2015 году специально для участия в Дне города Екатеринбурга была реанимирована группа «Пораженцы».
В настоящее время Евгений Юрьевич – звукооператор Дворца культуры «Юность».
Виктор Доос
(На фото вверху – Е.Реутов в библиотеке Пушкина в 2015 г. (фото Вадима Андреева);
на фото в тексте – группа «Пораженцы» на фестивале «Голубой шар» в ДК «Строитель» в 1990 г.)
|