Все права на опубликованные произведения принадлежат их авторам. Нарушение авторских прав преследуется по Закону. Всю полноту ответственности за опубликованную на сайте информацию несут авторы.
Экранная культура не вытеснит книжную Нужны ли сегодня, в эпоху всеобщей компьютеризации и интернетизации библиотеки? Да и вообще – бумажная книга со страницами и переплетом – может, она отмирает естественной смертью, уступая место электронным устройствам? Какое место занимают библиотеки в сегодняшней жизни? Об этом и многом другом мы беседуем с директором Центральной городской детской библиотеки Илоной Георгиевной Мякотиной. - Люди, которые утверждают, что библиотеку полностью заменил Интернет, субъективны в своих суждениях. На сегодняшний день Интернет в городе имеется где-то в 15% квартир, в основном, там, где живут люди молодые и благополучные. Но не забывайте, что в нашем обществе есть еще дети, старики, другие социально-незащищенные слои населения. У них нет компьютера и они не умеют им пользоваться. Но у них так же имеется потребность в духовной пище. Библиотека – это одно из мест, куда такие люди могут прийти не только за книгой, но и за общением, добрым словом, нужной информацией. - И все же – есть у Вас опасения, что электронные средства так или иначе вытеснят книгу? - Тут очень уместно вспомнить фильм «Москва слезам не верит», где герой безапелляционно утверждал, что скоро – и театр, и кино исчезнет, а останется лишь одно сплошное телевидение. В итоге – ничего не исчезло. Живы и театр, и кино, и, тем более, книга. На сегодняшний день в обществе существуют параллельно книжная и экранная культуры. Ни та, ни другая – не лучше и не хуже. И мы в своей работе активно используем компьютерные технологии, так как понимаем, что без этого – никак сегодня. Мы не считаем, что это каким-то образом идет вразрез с работой по популяризации книг. Тут надо сказать следующее: Илона Георгиевна продемонстрировала мне несколько игр-бродилок и головоломок, которые сотрудники библиотеки делают сами. Особенно поразила игра, посвященная Пушкину. Она на самом деле способна увлечь ребенка в мир произведений великого русского поэта. Тут и загадки, и раскраски, и мультфильмы. Есть игры и по другим авторам, Толстому, например, и общелитературоведческие. - Мы много работаем с детьми из коррекционных школ, которые расположены неподалеку: это школа-интернат № 27, коррекционная школа № 23. Они приходят к нам раз в неделю. Иногда сотрудники библиотеки к ним идут, готовят беседы на различные темы. Но беседами о литературе и окружающем мире наше общение не ограничивается: мы собираем для интерната игрушки, книги, наши сотрудники часто относят в интернат овощи и фрукты, выращенные в своих садах-огородах. А недавно мы стали сотрудничать с комплексным центром реабилитации населения. К нам приходили на экскурсию взрослые люди, инвалиды, самому старшему из которых было уже за тридцать. Однако по уровню сознания их можно сравнить с учениками младших классов. Как с ними работать, о чем говорить? Мы решили для начала рассказать им о городе, о нашем крае. Они листали книжки, один молодой человек сказал, что таких красивых книжек он в жизни не видел. Позже нам звонили сотрудники центра, благодарили, сказали, что визит в библиотеку положительно повлиял на их «воспитанников» и очень просили нас не отказываться от работы с больными людьми. Видимо, в нашем городе не так много мест, куда можно пойти инвалидам. - Библиотека-информационный центр. Что понимается под этим? - К нам можно прийти с разными вопросами, и мы поможем найти на них ответ. Например, мы участвуем в корпоративной общероссийской программе «Пионер». Конечно, каждая детская библиотека не может подписаться на все существующие журналы для детей и о детях. Поэтому решили объединиться в корпоративный проект «ПИОНЕР». Он предполагает создание библиографической базы данных журнальных статей. Каждый город расписывает определенное количество журналов, а пользуются этой базой все читатели городов-участников проекта «ПИОНЕР». Раз в месяц обмениваемся базами. Поэтому мы можем подсказать человеку, который обратился в библиотеку, где, в каких изданиях он может найти статьи на интересующую его тему, даже если этих журналов у нас нет в наличии. Мы можем найти и привезти для наших читателей любую редкую книгу, допустим, из библиотеки Белинского или из Областной детской библиотеки. Можем подсказать литературу по любому интересующему вопросу, например, пятиклашки уже несколько раз спрашивали: «а кто первый понял, что Земля имеет форму шара?» Кроме того, мы накапливаем информацию на различные темы. Скажем, об участниках войны – жителях нашего города. Причем, в основном эта информация – фотографии, письма, истории – не парадного, а бытового характера. Нам приносят материалы, мы их сканируем, сохраняем. Например, показываем детям, каким был детский сад в годы войны, у нас есть копии блокадных дневников, которые вела наша землячка Лидия Копейкина, и многое другое. В первом полугодии мы работали со школьниками по проекту «Мы вместе», который учит детей толерантности. Рассказывали о народах, которые населяют Урал - татарах, башкирах, удмуртах, хантах, - об их культуре, литературе. А закончился проект фестивалем, на котором дети пели песни на языках разных народов, наряжались в национальные костюмы, играли в национальные игры, готовили национальные блюда. В наших мечтах – сделать при библиотеке общественную приемную, куда бы можно было обратиться по любым темам, касающимся детства. Думаем выйти с таким предложением на городской родительский совет.
Юлия Кузьмина, информационно-методический центр Управления культуры.
Уважаемые авторы и читатели! Ваши вопросы и пожелания вы можете отправить редакции сайта через Обратную связь (форма № 1). Чтобы открыть свою страницу на нашем сайте, свяжитесь с нами через Обратную связь (форма № 2). Если вы хотите купить нашу книгу, свяжитесь с нами также через Обратную связь (форма № 3).