Все права на опубликованные произведения принадлежат их авторам. Нарушение авторских прав преследуется по Закону. Всю полноту ответственности за опубликованную на сайте информацию несут авторы.
27 апреля исполняется 310 лет Железным караванам. Напомним, что через два года после начала работы Каменского казенного завода в центр страны отправились караваны, везущие пушки, ядра, металл. 19 апреля в Каменск-Уральском краеведческом музее им. Стяжкина открывается выставка, посвященная Железным караванам. Железные караваны – один из замечательных исторических примеров в мировой истории логистики. 27 апреля 1703 года от пристани на реке Чусовой в путь двинулись 40 судов. Груз был послан значительный: 323 пушки, 12 мортир, 15 гаубиц, 1110 пудов железа. С Каменского завода продукцию отправляли до Уткинской пристани, что на реке Чусовая в 176 верстах от завода, по зимнику на крестьянских подводах. Там они грузились на суда для сплава – струги, дощаники, коломенки, барки, и, когда река вскрывалась, суда спускались на воду и отправлялись в далекий путь. От Уткинской слободы плыли до Чусовых городков промышленников Строгановых, потом – по Каме через Сарапул и вверх по Волге от Казани до Нижнего Новгорода. От Нижнего Новгорода путь каравана проходил по Оке, а после – по Москве-реке. Если груз везли до Москвы, то дорога занимала около трех месяцев: прибывали в Москву в начале июля. Если же нужно было попасть в Санкт-Петербург или Архангельск, то путь железных караванов затягивался на полтора года. После зимовки в Твери караваны вновь отправлялись в путь и к концу лета прибывали в Северную столицу. Понятно, что путь Железных караванов легким не назовешь. В гребцы нанимали, а порой и забирали насильно окрестных крестьян. По дороге от тяжелой работы люди заболевали, порой гибли, особенно часто – в начале пути, где коломенки и барки бились о скалы. По мелководным Оке и Москве груженые суда часто тянули на конной тяге, или в упряжь вставали бурлаки. Тем не менее, этот нелегкий путь наши современники решились повторить как минимум дважды. Первая из экспедиций состоялась в 2000-м году и была посвящена 300-летию Каменска-Уральского. Её инициатором стал туристический клуб «Тропари» и его руководитель Аркадий Мацкевич. На двух катамаранах четыре сменных экипажа преодолевали водный путь от пристани в поселке Усть-Утка в Пермской области – из той самой Уткинской слободы – до Санкт-Петербурга. Участники экспедиции везли с собой ядро для каменской пушки, которая хранится в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга. Несмотря на все трудности пути, ядро было доставлено в целости и сохранности. Путешествие заняло более трех месяцев. Второй раз прошла по этому маршруту команда каменских предпринимателей в 2006 году. Путь «Железных караванов» они прошли на катерах примерно за месяц. Но даже использование современных технических средств не сделало этот путь легким путешествием. Проходя маршрут, каменцы доставили в библиотеки городов по пути следования книгу Владимира Петровича Шевалева «Каменские пушки в судьбе Отечества». О современных путешественниках на открытии выставки в краеведческом музее рассказывали Аркадий Мацкевич и Павел Лейч, который являлся координатором этих двух экспедиций. На выставке представлены фото участников, их судов, а также парус с подписями всех участников современных «Железных Караванов».
Информационно-методический отдел СКЦ (На снимках внизу: Любовь Зенкова, Аркадий Мацкевич, Павел Лейч)
Уважаемые авторы и читатели! Ваши вопросы и пожелания вы можете отправить редакции сайта через Обратную связь (форма № 1). Чтобы открыть свою страницу на нашем сайте, свяжитесь с нами через Обратную связь (форма № 2). Если вы хотите купить нашу книгу, свяжитесь с нами также через Обратную связь (форма № 3).