4 октября 2024 года каменскому поэту Владимиру Потоцкому исполнилось 80 лет. Это потом, после уезда Владимира Ивановича из нашего города, он прославится как киносценарист и автор детской народной песни «Ты да я, да мы с тобой», станет известен, как прозаик – в Каменске его знали исключительно поэтом. Здесь он написал первое стихотворение, здесь в редакции газеты «Каменский рабочий», в которой работал его отец, посещал занятия Николая Яковлевича Мережникова в городском литературном объединении, получив базу знаний и навыков для своей будущей профессии литератора.
Нейросеть даёт нам такие сведения об юбиляре:
«Владимир Иванович Потоцкий — киносценарист, прозаик, поэт. Родился 4 октября 1944 года в Каменске-Уральском Свердловской области.
В 1970 году окончил ВГИК. Три года работал редактором на Свердловской киностудии. Член Союза писателей России. Проживает в Калуге.
Автор повсеместно известной детской песни «Ты да я да мы с тобой» (песня из фильма «Тихие троечники»)»
Более развёрнутые сведения можно почерпнуть на каменском сайте городского литературного клуба «Феникс». В частности, там опубликована автобиография В.И.Потоцкого, из которой мы узнаём о его белорусских «корнях» (дед Владимира Ивановича по отцу Никифор Иванович – крестьянин из маленькой белорусской деревушки Волька «в Первую мировую войну служил в кавалерии, где-то году в 18-м неведомо как очутился на Урале – и здесь и женился на моей будущей бабушке, Наталье Поздеевой, и участвовал в ликвидации кулацких банд и в организации колхозов, и снимал колокола с окрестных церквей, – словом, активно утверждал новую и, как ему думалось, лучшую жизнь для детей своих и для внуков». Впоследствии внуку Никифора Ивановича представится возможность посетить родину предков во время работы над фильмом «Тихие троечники» на студии «Беларусьфильм»). Также из автобиографии мы узнаём о жизни будущего киносценариста в нашем городе, о работе на Синарском трубном заводе, службе в армии, первых поэтических опытах: «Детство, отрочество, юность протекали, в общем, обычно. Учился, работал на Трубном заводе, в 63-м году ушел в армию. К двум своим специальностям (токарь, слесарь) в армии прибавил еще две (электро- и радиомеханик). Впрочем, о специальностях – это, конечно, не всерьез. Можно ли освоить профессию — за год, за два, даже и за пять?! Хотя технические знания, пускай и не очень глубокие, в дальнейшем мне не раз пригождались, и не для того только, чтобы чинить утюги.
Первый свой стихотворный опус написал я лет в шесть или в семь и до сих пор его помню:
Несут знамена алые, солнцем опалимые,
работники удалые, в труде неутомимые!»
За первыми творческими шагами пришли занятия в городском литературном объединении:
«В милом том возрасте о писательстве я не помышлял – это уж позже началось, после школы, когда я вдруг передумал поступать в институт физкультуры (хотя в ту пору чемпионствовал в беге на средние дистанции), вдруг запойно стал рифмовать и отважился принести свои опыты в литобъединение при газете «Каменский рабочий»…»
Владимир Иванович очень тепло отзывается о времени, проведённом в городском лито, высоко оценивает качество занятий Николая Яковлевича Мережникова и уровень его учеников: «Литобъединением руководил тогда поэт Николай Мережников. Объединение было крепкое – пятеро или шестеро из нас в дальнейшем окончили Литинститут, четверо, и я в том числе, стали членами Союза писателей (а ведь Каменск – городок небольшой, только на крупно-масштабные карты наносится)».
Далее – армия, поступление на сценарное отделение Всесоюзного государственного института кинематографии:
«Во ВГИКе в те времена высшее образование можно было получить в рекордные сроки – за три года и десять месяцев, – это меня и подкупило, когда решал, в какой ВУЗ идти. Где-то на третьем курсе киностудия им. Горького уже заключила со мной договор, выдала первый аванс – и началась для меня жизнь киношная…»
Но «малая родина» – Каменск, Свердловск, как тогда величали столицу Урала, не отпускали начинающего кинематографиста:
«В 1970 году с женою и дочерью вернулся на Урал, потом, не дождавшись квартиры, уволился, купил полдома на Уктусских горах. Там и жил, зарабатывая на жизнь сценариями, а в спокойные часы занимаясь прозой. Там и сын у меня родился – событие, для мужчины серьезное, может быть, главнейшее в жизни.»
Автобиографические записки Владимира Ивановича обнаруживают очень требовательное, честное отношение автора к себе, к своему творчеству, профессии (впрочем, качество, свойственное многим творческим личностям). Про свою деятельность в кинематографе, новую для себя среду обетования довольно успешный советский киносценарист говорит жёстко и бескомпромиссно: «…жизнь киношная, как и все прочие, имеет свои плюсы и минусы и один, сугубо кинематографический, специфический то есть, порок: приучает к поверхностному мышлению…»
Не менее строг Владимир Иванович и к собственному творчеству: «В 62-м, я начал бойко печататься – в газетах, потом в уральских журналах, а после, в армейские годы, – в сибирской и Каракалпакской прессе (служил я вначале в Красноярске, а последние два года в Средней Азии). Книжка уже намечалась, когда вдруг осознал – не поэт. Момент был, помню, тяжелый, но все-таки рифмовать прекратил. Во ВГИК поступал уже с единственным намерением – прозу писать и только прозу…»
Далее судьба увела каменского автора в другие города и веси, но родной город навсегда остался в его сердце, в душе, в произведениях. Сделав Каменск одним из своих «персонажей», вывел его под именем Трубнинска (по названию Синарского трубного завода и рабочего района, в котором проживала семья Владимира Ивановича на улице Московской) в киносценарии фильма «Потрясающий Берендеев», в романах «… и сдвину светильник твой», «Круглый дом» (роман-архив), «Птеродактиль» (под именем Старого Каменска), «Догадка» и «Догадка-2», в киносценариях «Этюд о металле» (1971), «Нужная профессия» (1972), «Клад» (1975), «Охотники за иконами», «Завод» (без маркировки, но с упоминанием КУМЗа, алюминиевого завода, СМУ-16), «Приличная жизнь», повести «Бегун» (упоминается газета «Трубнинский рабочий», кинотеатр имени Климова (Кирова?), в котором идёт арабский фильм «Чёрные очки»), рассказах «Маленький паровоз», «Брюхо земли» (упоминается Клуб имени Климова, стоявший в берёзовом парке, швейная фабрика № 2)…
Первое время посещал «родной Трубнинск» довольно часто. По собственному утверждению – в последний раз «в Каменске был «недавно» – в 2009 году». Тем не менее, на литературной карте страны с лёгкой руки Владимира Потоцкого появилась ещё одна «георгафическая» точка под топонимическим псевдонимом – Трубнинск, наряду с пастернаковским городом Юрятиным (Пермь), Столенградом-Москвой Михаила Успенского, булгаковским Богдановичем с именами Обидино и Оверино, крапивинским Верхне-Тальском (Верхняя Тура), «другим» Каменском-Уральским – городом Белогорском Анатолия Алексина, Краснотурьинском-Краснохолмском, Туринском-Репейском, Алапаевском-Первозаводском того же Владислава Крапивина, Далматово-Прокопьево Мамина-Сибиряка и других…
Но как часто бывает в жизни, сам Владимир Иванович Потоцкий в историю российской культуры войдёт (и уже вошёл) не как певец «заводских окраин города Трубнинска», не в роли киносценариста – одного из создателей известных детских советских фильмов, а в качестве автора текста незатейливой детской песенки о дружбе («Ты да я, да мы с тобой») на мелодию белорусского композитора Валерия Иванова – самой знаменитой и известной «каменской» песни, написанной в 1980 г. для кинофильма «Тихие троечники» (киностудия «Беларусьфильм», режиссёр Вячеслав Никифоров, первая исполнительница песни – Ирина Шахнович). Владимир Потоцкий был сценаристом этого фильма. Композитором пригласили Валерия Иванова, писавшего до этого симфонии и пьесы для оркестра. По заказу режиссёра Вячеслава Никифорова Валерий Кириллович пошёл на творческий эксперимент. Им была написана трогательная эстрадная мелодия, на которую Владимир Иванович и написал ныне всем известный текст. И песню запели в пионерлагерях, на школьных вечерах, в стройотрядах, на улице, во дворах под гитару.
Сейчас уже мало кто знает авторов песни, она зачастую воспринимается, как народная. Иногда авторство песни ошибочно приписывается композитору Владимиру Шаинскому, поэтам Михаилу Матусовскому и Михаилу Пляцковскому, барду Александру Суханову.
И поют её не только дети, но и взрослые, которые помнят её со времён своего детства, помнят и ценят. Тольяттинский бард Юрий Лившиц, например, считает песню на стихи Владимира Потоцкого «квинтэссенцией русской жизни».
В разные годы песню «Ты да я да мы с тобой» исполняли ВИА «Верасы», Сергей и Татьяна Никитины, бард Елена Фролова, эстрадный исполнитель Денис Майданов с дочерью Владой, рок-музыкант Сергей Галанин и группа «СерьГа», Михаил Турецкий (Хор Турецкого) с дочерью Эммануэль, Ситора и Гульнара Дали, Сергек Ооржак, Аня Зиганшина, Юлия и Игорь Гороховы и другие.
В Каменске-Уральском, на родине автора текста, песня также была популярна все эти годы. Однако внимание на уральских «корнях» никогда не акцентировалось: впервые под каменской маркировкой песня прозвучала в середине «нулевых» годов на встрече каменских поэтов с читателями г. Богдановича в музее Степана Щипачёва и с тех пор является неофициальный гимном литературного клуба «Феникс» г. Каменска-Уральского.
На Всероссийском совещании молодых писателей в Каменске-Уральском в 2011 году песня также несколько раз прозвучала, как произведение на стихи каменского поэта.
Песню исполняют Дмитрий Кочетков, Сергей Симонов, Лариса Иванова (Баранникова), Владимир Чернигин, дуэт «Прямая трансляция» (Татьяна Паюсова и Михаил Ачимов), Ирина Счастная (Пампура) и Наталья Шешукова, Марина Феоктистова с дочерью Авророй (до 2015 года – г. Николаев, Украина), ансамбли «Синтаксис», «неПРАВИЛЬНЫЕ пЧЕЛЫ» (с. Новоисетское Каменского района), ВИА ДНТ (Сергей Симонов, Виктория ЗаКария, Татьяна Ишматова, Алексей Калистратов, Татьяна Петракова), ансамбль-агитбригада «Надежда», Ксения Бушина (с. Сипавское Каменского района) и другие.
И так случилось, как часто случается в мире искусства, скромная незатейливая детская песенка вынесла на всероссийскую орбиту её авторов – белорусского композитора Валерия Иванова и нашего земляка Владимира Потоцкого, обессмертив своих создателей и навсегда вписав имя нашего города – «Каменска, отчеством Уральский» – в песенную историю страны.
Р. S. Впрочем, более подробный разговор об этом пойдёт в следующий раз: на будущий год «Песне о дружбе» на стихи каменского поэта Владимира Потоцкого исполнится 45 лет, и у нас появляется повод познакомиться с «биографией», а также историей рождения замечательной песни!
Сергей Симонов
Приложение:
Текст песни:
Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Здорово, когда на свете есть друзья.
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы, наверное, Земля.
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы, наверное, Земля.
Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Землю обойдём, потом махнём на Марс.
Может у оранжевой речки,
Там уже грустят человечки,
Оттого, что слишком долго нету нас.
Может у оранжевой речки,
Там уже грустят человечки,
Оттого, что слишком долго нету нас.
Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Нас не разлучит никто и никогда.
Даже если мы расстаёмся,
Дружба всё равно остаётся,
Дружба с нами остаётся навсегда.
Даже если мы расстаёмся,
Дружба всё равно остаётся,
Дружба с нами остаётся навсегда.
Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой…
Библиография:
сайт «Кино-Театр», Владимир Потоцкий, русские сценаристы;
сайт «Кинопоиск», Владимир Потоцкий;
сайт литературного клуба «Феникс» (Фенипедия);
Новости Беларуси. Валерию Иванову – автору композиции «Ты да я, да мы с тобой» – 65!» 04. 01. 2013 г.
Песня «Ты да я да мы с тобой» в исполнении ведущих – Ларисы Баранниковой и Дмитрия Кочеткова на Юбилейном вечере литературного клуба «Феникс».
|